Благовещение — излюбленный сюжет иконописи (этот праздник Русская Православная Церковь отмечает 7 апреля). Как он был представлен в поздней античности и в средние века? Как русская иконографическая традиция здесь унаследовала византийскую и что принесла с собой? Как русские светские художники подошли к теме Благовещения? А как развивалась католическая традиция изображения этого сюжета?
Благовещение в иконописи: Рим и Византия
Считается, что одно из древнейших изображений Благовещения находится в катакомбах Присциллы (3 век). По крайней мере, многие исследователи видят сцену, где молодой человек в римской одежде стоит перед сидящей женщиной в тунике, — сцену Благовещения.
Базилика Санта-Мария-Маджоре в Риме посвящена Богородице и была построена после того, как Эфесский собор в 431 году осудил ересь Нестория, который отказывается признать Деву Марию Богородицей. Отсюда — желание прославить Богоматерь, которая предстает в мозаике в сцене Благовещения как Царица Небесная, торжественно восседающая на троне, окруженная ангелами в роскошном золотом царском облачении, на шее — жемчужное ожерелье. Сверху к ней летит Святой Дух в виде голубя.
В мозаике «Благовещение» христологического цикла в основании купола церкви Успения в Дафни (Греция) (конец XI века) представлены только фигуры Богородицы и Архангела Гавриила. В лицах: строгость, отстраненность. Чувства, которые по-прежнему испытывают персонажи, не имеют ничего общего с нашей земной структурой опыта. В этой мозаике чувствуется связь с древней традицией. Но, используя художественные приемы старых мастеров, византийские иконописцы говорят о совершенстве на совершенно ином уровне, чем их древние собратья…
Икона «Благовещение» (конец XII века. Екатерининский монастырь на горе Синай) полна экспрессии и динамизма. Фигура архангела Гавриила немного вытянута, он движется шустро, почти летит, даже складки его одежды шевелятся, плавными извилистыми линиями. Внизу иконы — река, в которой плавает много рыб, по берегам этой реки — птицы. Это намек на потерянный людьми Рай. Но потерянное не безвозвратно. Благовещение подтверждает это…
Среди необычайно красивых и радостных цветных мозаик монастыря Хора (1314 г., турецкое название — Кахрие-Джами) — Благовещение, где Богородица изображена не с вышивкой, а у колодца (эта сцена основана на апокрифических легендах).
В иконе «Благовещение» (оборотная сторона иконы «Богоматерь Психострийская (Спаситель души), первая четверть XIV века, галерея икон, Охрид) мы видим Богородицу, сидящую в глубине живописного пространства. Архангел движется к Ней немного по диагонали, как будто она внутри. То есть мы наблюдаем появление элементов земного пространства в иконе, она становится ближе к нашему «здесь». Ведь Бог сошел, сошёл в это наше человеческое человеческое «здесь».
На Руси
Иконография Охридской иконы также близка к иконе «Благовещение» Благовещенского собора Московского Кремля, приписываемой Андрею Рублеву и его окружению, написанной в тот же период. И здесь мы наблюдаем многогранное композиционное построение, которое условно подразумевает пространственную интерпретацию образов.
Как и в предыдущих иконах, в иконе «Благовещение» второй четверти XIV века из ГМИИ им. НРАВИТЬСЯ. Пушкин, есть элементы архитектуры. На заднем плане можно угадать архитектуру Иерусалимского Храма. То есть Ветхий и Новый Завет связаны, едины…
В «Благовещенском» Спасо-Преображенском соборе Спасского монастыря в городе Ярославле (первая половина XVI в. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) у ног Богородицы сидит служанка. В отличие, например, от иконы из музея в Охриде, Богородица не отступила в страхе, а послушно склонила голову, полностью подчиняясь воле Божией.Центральная композиция Ярославской иконы окружена 24 самобытными знаки, иллюстрирующие Ахаист Богородицы.
Мы также видим две фигуры, Богородицу и Архангела Гавриила, в мозаике «Благовещение» на столбах арки предалтаря Святой Софии в Киеве (XI век).
Икона «Благовещение Устюжское» (начало XII века) ярко передает идею Воплощения Христа. Икона, происходящая из Георгиевского собора Юрьевского монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее. Архангел Гавриил протягивает руку Богородице в благословляющем жесте. Воплощенный Христос изображен на груди Богородицы, вверху в облаках восседающий на престоле Ветхого днями (Дан. 7: 9, Откр. 1:14) в окружении небесных сил.
На фреске Дионисия «Благовещение у колодца» собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502–1503) Дева Мария стоит у колодца, склонившись назад в благоговении перед летящим ангелом над ней.
Открытая книга находится между стоящими фигурами архангела Гавриила и Девы Марии на элегантной, богато детализированной иконе «Благовещение» Ивана Максимова (1670 г).