Сотни людей лихорадочно покупают билеты на московскую выставку знаменитой Ватиканской пинакотеки. Но мало кто знает, что в Русской Православной Церкви есть такой музей — археологическое исследование храма. В отличие от Пинакотеки, где собраны только картины, в ЦАК помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика и реликвии, относящиеся к жизни подвижников благочестия и исключительных церковных деятелей.
Удивительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Отдельных картин нет даже в государственном каталоге музейного фонда страны. (Читайте также: 12 чудес Музея Матери-Церкви)
Что такое ЦАК?
ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, расположенный в Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области.
Серджио Посад. Интерьер елизаветинского зала королевских дворцов Московской духовной академии. Время создания фото: 1911 — 1917 (?) Автор фото неизвестен. Издатель неизвестен. Размеры листа и изображения: 139x89. Коллекция открыток САС
Выставка CAC расположена в бывших Королевских дворцах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для посещения царской семьи и самих правителей. В 1814 году сюда переехала Московская Императорская Духовная Академия, и теперь в ней 12 комнат. При этом сам музей очень скромно называется — церковно-археологический кабинет. Но хранящиеся в нем сокровища бесценны и уникальны.
САС, 2016
История создания
Коллекция музея собиралась дважды и второй раз с нуля. Первая коллекция возникла еще до официального создания ЦАК — в 1814 году ректор Академии протоиерей Александр Горский (1812–1875) организовал для учащихся учебных целей выставочный зал, который разместился в здании библиотеки. Они собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет.
В результате в Королевских дворцах стали собирать королевские дары. Основу коллекции оригинального музея составили дары императорской семьи: портреты императоров, членов королевской семьи, церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, на нынешней выставке остались только две работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что они были написаны придворным портретистом Луи Караваком.
Луи Каравак (1684–1754) — французский художник, он переехал в Россию в 1716 году и стал придворным живописцем при императоре Петре I.
В 1922 году все, что было собрано, бесследно исчезает. Большевики приняли указ о конфискации церковных ценностей, а после закрытия академии и ликвидации монастыря ЦАК был буквально разграблен. На сегодняшний день найдено всего несколько артефактов. Всем казалось, что на этом история ЦАК закончилась.
И тут случилось чудо. В 1943 году в церковно-государственных отношениях произошло потепление, а в 1950 году началась реставрация музея. И если раньше основными дарителями были представители королевских семей, то сейчас самым важным частным дарителем является патриарх Алексий I. За первые 20 лет деятельности восстановленного музея он получил большую и лучшую часть коллекции. Вот почему Археологический Офис Церкви теперь носит его имя.
В Книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I написал:
«Я много раз бывал в археологическом кабинете Церкви… Дай Бог, чтобы, изучая эту богатую коллекцию, наши студенты, кандидаты в священники, научились любить, понимать и ценить наше истинное искусство церкви в ней».
Откуда пополняется экспозиция
В настоящее время коллекцию кабинета собирают иерархи, священники и простые люди. После Патриарха Алексия I традицию передачи различных элементов в САЦ поддержали все последующие предстоятели Русской Православной Церкви.
Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, подаривший музею 13 реликвий и святынь. Среди них стоит гомофор (часть епископского облачения) св. Иоанна Шанхайского (1896–1966). Это уникальный святой ХХ века, который в качестве епископа служил вдали от своей родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой скончался в Господе в Сан-Франциско и очень почитается в Америке. Постепенно его слава вернулась на российскую землю.
Главная святыня музея
По словам главы протодиакона Игоря Михайлова, главная святыня музея — сандалии преподобного Сергия Радонежского, в которых он был похоронен. Обувь святителя была подарена музею в 1946 году Лаврой, где хранились оставшиеся мощи основателя монастыря. Рядом с сандалиями лежит камень из могилы монаха, который был найден вместе с реликвиями и оставлен как реликвия. Позднее на нем были изображены Сергий Радонежский и святой мученик Панкратий, в день памяти которого были обретены мощи.
Камень из могилы преподобного Сергия Радонежского
Сам преподобный Серджио делал кожаные сандалии, как и многие другие вещи, необходимые для божественной жизни и богослужений. Подвижник основал монастырь в труднодоступном месте, где не мог рассчитывать на чужую помощь. Как настоятель, он физически работал на равных со всеми: строил храм и кельи, рубил дерево, делал из дерева литургические сосуды и шил одежду.
Рядом с сандалиями — деревянные богослужебные сосуды и наперсный крест преподобного Сергия, а на задней стене висит большая иконография, посвященная игумену Радонежу. Все это вместе составляет сборник, посвященный 700-летию со дня рождения преподобного. Торжества прошли 18 июля 2014 года, в день открытия мощей святителя, поскольку точная дата рождения Сергия Радонежского не известна.
Церковь и космос
Одна из находок с уникальной судьбой — макет Храма Христа Спасителя, собранный в 1920‑х годах. Во время посещения ЦАК его увидел первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и услышал рассказ о строительстве храма, который был символом победы над Наполеоном и памятником воинам, павшим в Отечественной войне 1812 года. Когда космонавт спросил, где он сейчас находит собор, узнал, что Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году, а на его месте находится бассейн «Москва». Спустя некоторое время космонавт произнес шокирующую речь на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о разрушенных памятниках военным предприятиям: в частности, он упомянул Храм Христа Спасителя и Триумфальную арку, также воздвигнутую в честь победа над Наполеоном. До 1936 года он располагался на площади Тверская застава (с 1932 по 1990 год — район Белорусского вокзала) и был демонтирован большевиками по генеральному плану реконструкции Москвы.
Макет Храма Христа Спасителя
Юрию Алексеевичу не удалось восстановить Храм Христа Спасителя, но Триумфальная арка была воссоздана на Кутузовском проспекте в 1968 году. В конце 1990‑х по модели XXS реставрировали главный собор Москвы, строительство которого было завершено в 2000 году.
Экспозиция церковно-археологического музея открыта круглый год. Его популярность растет, количество посетителей увеличивается с каждым годом, поэтому посетить ЦАС можно по предварительной записи, чтобы каждый мог посмотреть интересующие выставки.
Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Академия.