23 января — День памяти Григория Нисского — святого, отца и учителя Церкви (между 335 и 340 — после 394 года), епископа города Ниссы, одного из величайших христианских богословов. Что особенного в семье Сан Грегорио? Почему его называют хранителем Православия? И на какие главные богословские вопросы он ответил и какое из его суждений вызвало серьезные споры.
- Великие земляки
- «Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».
- Что приснилось Григорию
- Епископ-хранитель
- Что есть Троица?
- Можно ли увидеть Бога?
- Как познать Бога?
- Спорные моменты
Великие земляки
Григорий Нисский вместе со своим старшим братом Василием Великим и близким другом Григорием Богословом (или Грегорио Назианзено) принадлежал к галактике знаменитых Великих Каппадокийцев (Каппадокия — регион Малой Азии, входивший в состав Римской Империи Восток, теперь принадлежит Турции).
Все они были, как сейчас сказали бы, «соотечественниками». А. В. Карташев писал, что «их родина, Каппадокия и соседние районы Средней Азии, были резиденцией семей помещиков, считавших честью своего титула и своих семей дать детям высшее образование». Эти Отцы Церкви во второй половине четвертого века после Рождества Христова, основываясь на опыте античной философии, в строго ортодоксальном духе, развили догмат о Святой Троице и утвердили его на Втором Вселенском Соборе (381 г).
Тогда Римскую империю буквально потрясли споры с ариями и другими еретиками, и дискуссии о Боге, Лицах Троицы и их взаимоотношениях, взаимоотношениях двух естеств во Христе были настолько широко распространены и вездесущи, что буквально вылились в улицы и городские площади. Православные христиане всех классов общества и государства, всех ступеней образования участвовали в дискуссиях и спорах по поводу догм. Сам Григорий Нисский писал об этом с иронией и не без удивления:
«Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».
Что приснилось Григорию
Григорий Нисский родился в Кесарии в Каппадокии (сегодня город Кайсери в Турции) в богатой аристократической семье с глубокими христианскими традициями. Из девяти его братьев и сестер четверо были прославлены церковью как святые: святые Василий Великий и Петр Севастийский, инок Макрина Младшая и блаженная Теозва. Их бабушка Макрина подвергалась гонениям при императоре Диоклетиане, их мать Эмилия, также прославленная среди святых, была дочерью мученика. Дядя Григорий был епископом.
Читайте также… Можно только дальше летать
Получив раннее образование в языческой школе в Кесарии, Григорий затем учился у своего старшего брата Василия, который учился в Афинах. Хотя Григорий принадлежал к такой уникальной христианской семье, в юности он очень любил древнюю риторику и философию и пережил своего рода искушение для получения внешних стипендий, он даже решил сначала стать оратором и учителем риторики.
Но мечта сыграла в его жизни роковую роль. Когда однажды в поместье его матери проводилось празднование в честь перенесения мощей сорока мучеников, Григорий, пришедший на праздник, «совершенно отсутствовал» и, как правило, был очень недоволен тем, что его похитили академическое исследование. Но когда он лег спать, то во сне увидел, что хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропустили его, и только благодаря заступничеству одного из них ему наконец удалось войти.
Этот сон настолько повлиял на Григория, что он отказался от мирских наук, посвятил себя чтению священных книг и стал чтецом («анагноста») богослужений. После смерти благочестивой жены Теосевии в 365 году нашей эры Григорий, оставивший свои обязанности лектора и вновь заинтересовавшийся чтением языческой литературы, снова обращается к изучению Священного Писания. Вскоре он покидает мир и обосновывается в монастыре, основанном его старшим братом Василием Великим.
Епископ-хранитель
Прямо сейчас сам Василий Великий ведет ожесточенную борьбу с арийской ересью. Когда он стал архиепископом Кесарии, в 372 году он обратился к своему брату с просьбой стать епископом города Нисса, так как ему требовались верные помощники. После долгих уговоров Григорий соглашается.
Его епископат сопровождается многочисленными нападениями арийцев. В 375 г святитель был несправедливо обвинен в присвоении церковных денег, лишен епископства и арестован. Однако Григорий сбегает из-под стражи и прячется в безопасном месте. Три года спустя, после смерти императора Валента, покровителя ариан, в битве при Адрианополе в 378 году Григорий вернулся в Ниссу в епископство.
Святой Григорий Нисский мозаика 11 века в Софийском соборе Киева. Источник фото wikipedia.org
Григорий Нисский активно выступал против ересей ариан, евномиан и аполлинариев, участвовал в 379‑м Соборе в Антиохии против еретиков, не почитавших девственность Богородицы, и других, поклонявшихся Богородице как Божественной. Новый император Феодосий, родом из Испании, был твердым никейским. Он созывает Второй Вселенский собор в Константинополе в 381 году, который подтверждает Никейский символ веры и в котором активно участвует Григорий Нисский. После и по результатам Второго Вселенского Собора императорским указом 381 года имя Григория было внесено в список епископов-хранителей Православия. Все другие епископы, желавшие сохранить престол, согласно этому указу находились в общении с этими епископами-хранителями.
Что есть Троица?
Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переведены на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Его богословие оказало заметное влияние на полемику об исихасте в Византии в четырнадцатом веке.
В богословии Григория Нисского можно ясно увидеть его глубокие познания в классической греческой философии, в частности, в Платоне и Плотине, а также в натурфилософии и физике Аристотеля. Кроме того, он придерживается аллегорического метода толкования библейских книг Оригена. Этот последний богослов также оказал ощутимое влияние на Григория.
В сообществе и в богословском сотрудничестве Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский наконец устанавливают формулу взаимоотношений между Единой Божественной Сущностью и Тремя Ипостасами или Лицами, которую мы используем до сих пор: Бог есть Единая Сущность в три Ипостаси — неразлучная Троица.
Можно ли увидеть Бога?
Григорий Нисский, как и Василий Великий, демонстрирует, что сущность Бога не может быть выражена в понятиях и словах. «Есть только одно имя, которое определяет божественную природу: изумление, которое переполняет нас, когда мы думаем о Боге». Однако божественные энергии узнаваемы, запечатлены в мире и мироустройстве. Так оценивают творчество художника по его таланту, умениям, способностям и задаткам. Точно так же по энергиям, наполняющим мир и творение, можно судить о силах Создателя. На основе энергий-проявлений Бога в мире мы признаем Его как самосуществующее Существо, высшее Благо и прообраз Красоты.
При этом такие имена не указывают на сущность Бога, а только «следуют», они «следуют» за Богом. Познание Бога также предполагает Откровение Самим Богом. И все божественные имена, которые содержатся в Священном Писании и в истинном богословии, показывают, что Бог открывает Себя сотворенным существам.
«Таким образом, в то же время верно, что чистое сердце видит Бога, и что никто никогда не видел Бога. Действительно, то, что невидимо по природе, становится видимым благодаря его действиям, которые открываются нам в его известной окружающей среде».
Как познать Бога?
Познание Бога по Григорию Нисскому — это не формальное и рациональное познание Бога, а жизнь в Боге. В слове, посвященном вопросу о видении Бога (4‑я заповедь Блаженств гласит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога »), Григорий Нисский говорит, что недостаточно знать причину своего здоровья. Чтобы быть по-настоящему счастливым, нужно жить здоровым и быть здоровым. Точно так же блаженство состоит в том, чтобы иметь Бога внутри себя: «Мне кажется, что это не видение Бога лицом к лицу предлагается здесь тому, чье духовное око очищено; но то, что предлагается нам в этой чудесной формуле, возможно, является тем, что Слово выразило более ясными терминами, обращаясь к другим, когда оно говорит:
«Царство Божие внутри вас», чтобы мы понимали, что, очистив свое сердце от всего тварного и от всех плотских наклонностей, мы видим в собственной красоте образ божественной природы… Следовательно, соответствующий путь созерцания в вас.Это похоже на то, как всякий, кто смотрит на солнце в зеркале, если он не обращает свой взор на само небо, видит солнце в яркости зеркала не меньше, чем тот, кто смотрит на солнечный диск; Точно так же вы, ослепленные светом Божьим, если вы вернете в себя благодать образа, заложенного в вас с самого начала, тогда вы получите то, что ищете. Божественность — это поистине чистота, непривязанность, удаление от всего зла. Если это в вас, значит, в вас есть Бог. Когда ваш ум не вовлечен в какое-либо зло, свободен от страстей, удален от всякой нечистоты, вы благословлены остротой своего видения, потому что, будучи очищенным, вы знаете, что невидимо нечисто, и поскольку плотский туман рассеялся. Глазами своей души ты безмерно созерцаешь это блаженное зрелище в чистом воздухе сердца».
Спорные моменты
В то же время взгляды Григория Нисского на эсхатологический процесс, утверждение конечности адских мучений и «всеобщего восстановления» (apocatastasis) считаются крайне противоречивыми. По словам Григория, после воскресения и Страшного суда, когда зло и порок исчезнут, все грешники и даже сам сатана будут спасены божественным огнем. Эти его взгляды всегда вызывали возражения в Церкви. Например, монах Варсануфий Великий так сказал об этих богословских воззрениях Григория Нисского: «Не думайте, что люди, хотя и святые, могут полностью понять все глубины Бога .. его собственные, как если бы он получил утверждение от выше., но они возникли из учений его древних учителей, и он, полагаясь на их знания и мудрость, не спрашивал Бога, правда ли это».