Храм до Христа. Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом, согласно еврейской и христианской библейской традиции, отождествляется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил знаменитый ветхозаветный храм. Алтарь Авраама, ныне покрытый куполом мечети, когда-то был естественной вершиной горы Мориа. Слово мориа происходит от еврейского слова «море» (страх, беспокойство) или ора (свет). Авраам назвал это место «Иегова Иере», что означает «Господь усмотрит».
Местность на Храмовой горе называется по-арабски Аль-Харам Аш-Шариф, что означает «почтенный двор». Имеет неправильную трапециевидную форму. Длина западной стены составляет 491 метр, восточной — 462 метра, северной — 310 и южной — 281 метр. Эта обширная территория отделена на севере рвом, вырытым на холме Везефа, на юге холмом Офель, на востоке долиной Кедрон и на западе долиной Тиропеон. Он поднимается на высоту 740 м над уровнем моря.
К Храмовой горе ведут восемь ворот, одни из которых, Золотые ворота, теперь замурованы. Вы можете выйти из любых ворот, но вы можете войти, не будучи мусульманином, только одним: мавританским («Баб аль-Магариба»), названным в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Великий раввинат запрещает евреям входить на Храмовую гору по галахическим причинам (невозможность проведения обрядов очищения в наше время).
Ворота, через которые Спаситель вошел в Иерусалим, не сохранились, но те, что были построены на их месте в средние века, теперь замурованы. Городские стены здесь совпадали со стенами храма. Поэтому, войдя в город через эти ворота, Господь не только вошел в сам Иерусалим, но прямо на территорию Иерусалимского храма.
История и легенды соперничали друг с другом, чтобы сделать это место священным и необычным. Согласно еврейской традиции, жертвенник Авраама — это камень вселенной, с которого началось сотворение мира и на котором мир покоится. Бог, создавая мир, создал этот камень (на иврите Even Hastiya) как основу, поддерживающую Вселенную. Начало Иерусалима также относится к моменту сотворения мира: Всевышний бросил камень в море хаоса, и с этого момента мир начал существовать. Создавая мир, Бог сказал: «Да будет свет» — и первый луч упал на это место. Здесь был сотворен первый человек, Адам, и здесь Ной принес свою первую жертву Богу после потопа.
Мусульманские легенды еще более фантастичны. Этот камень соединен с небом специальной дверью, через которую Бог каждый день посылает в Иерусалим 70 ангелов, чтобы они пели «Аллилуиа». Молитва паломника, который молится в этом месте, стоит больше, чем если бы он молился на небесах. Молящийся здесь паломник получает награду, равную награде тысячи мучеников. Для мусульман это третья по значимости святыня после Мекки и Медины.
Согласно мусульманской традиции, Пророк Мухаммед приехал сюда из Мекки на своей знаменитой лошади, прежде чем отправиться на небеса, чтобы поговорить с Богом и передать на землю обязательные законы ислама. Темной ночью, когда Мухаммед спал возле Каабы (священного камня Мекки), его разбудил архангел Гавриил (по-арабски Джибрил) и посадил его на белого коня с женским лицом и огромными крыльями. Мухаммеда переправили из Мекки в Иерусалим так быстро, что вода не успела вытечь из перевернутого судна. Из-за необычайной скорости коня прозвали аль-Бурак (молния). И когда они начали подниматься с горы, скала также стала подниматься под ногами пророка. Архангел Гавриил остановил ее, оставив на ней след своей руки.
Христианская традиция, согласно еврейской, гласит, что в этом месте патриарх Авраам, испытанный Богом, зажег огонь, чтобы принести в жертву своего сына Исаака. Когда он поднес нож к шее, ангел, посланный Богом, остановил его руку. Эта жертва представляла будущее Распятие и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа: На третий день Авраам поднял глаза и увидел это место… (Быт. 22, 1–19).
Реконструкция второго храма
Во время правления царя Давида это место принадлежало Иевусеуму Орне (Арауну), который устроил на вершине горы место для обмолота зерна. Царь Давид в конце своего правления из гордости приказал провести перепись населения, в результате чего Божья кара поразила страну в виде эпидемии. В этом месте царь увидел ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы опустошить его.
В молитве, умоляя Господа, Давид сказал: вот, я согрешил, я [пастырь] поступил без закона; и эти овцы, что они сделали? Затем Давид по указанию пророка Гада пошел в Орн, купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отразить чуму (2 Царств 24: 18–25).
С тех пор царь Давид хотел построить здесь храм, но эта честь выпала на долю его сына Соломона.
Выбор двора Орны в качестве места для возведения ветхозаветного храма предполагает, что выжженное солнцем место человеческого труда, где покупается честный хлеб для себя и для своей семьи, имеет ценность в глазах Бога самые красивые места в мире, но не освященные руками человеческих. Когда бы сюда ни привозили первые снопы, собранные с полей, согласно заповедям Моисея, первоначальный образ этой горы и фермы Орны оживал в глазах.
Царь Соломон начал строительство храма на четвертом году своего правления (962 г до н.э.): И дом, который я строю, велик, потому что велик наш Бог, выше всех богов. И будет ли у кого-нибудь сила построить ему дом, когда небеса и небеса небес не могут вместить его? И кто я такой, чтобы построить ему дом? (2 Паралипоменон 2: 5–6).
Строительство длилось семь лет. Для строительства Соломон нанял финикийских мастеров, поэтому его внешний вид напоминал финикийские храмы. Храм окружал великолепный двор. Само здание храма имело продолговатую форму и состояло из трех смежных комнат одинаковой ширины: притвора (Улам), святилища (Хейхал) и Святая Святых (Давир). Они поднялись по ступеням в тамбур, и по обе стороны от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая — «Боаз».
Первый камень — это скала на Храмовой горе, над которой возвышалось Святое Святых Иерусалимского Храма. Ковчег Завета стоял на первом камне.
По легенде евреев, именно от него
Господь начал сотворение мира. Теперь над ним возвышается знаменитый мусульманский Купол Скалы
В святилище стоял семисвечник (менора), по обе стороны от которого было еще пять семисвечников из золота, которые бросил Хирам (в храме Ирода уже был только один семисвечник). Эти светильники горели постоянно и освещали храм днем и ночью, а огонь в них зажигался исключительно огнем на алтаре, как и все другие светильники на территории храма. Если огонь на жертвеннике погас, его нужно было разжечь особым образом. Одна из ламп семиствольного канделябра, получившего название вестерн, зажигалась только один раз в год. Семисвечник в библейской традиции, как и в современном иудаизме, является символом божественного света. Эта традиция, по-видимому, послужила основой для так называемого Обряда Благодатного огня (света) у Гроба Господня в Великую субботу в Иерусалиме, так как Гробница Спасителя символизирует жертвенник, на котором было положено безжизненное тело Христа, поскольку оно была просьба пасхального агнца. По православной традиции удаление Благодатного огня (Света) символизирует выход из Гроба Истинного Света, то есть воскресшего Христа. В Древней Церкви было распространено мнение, что освящение Храма Гроба Господня и Храма Соломона из Ветхого Завета происходило в еврейский праздник Кущей, совпадение дат воспринималось как один из признаков преемственности.
В пресвитерии у стен, кроме канделябра с семью ветвями, по двум заказам было пять золотых пластин для приношения хлеба (в рамке Ирода только одна). Перед входом в Sancta Sanctorum находился небольшой жертвенник из кедрового дерева, покрытый золотом, для курения благовоний. Sancta Sanctorum был отделен от святилища завесой из голубой, пурпурной и алой шерсти и тонкого льна (виссона) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта завеса была разорвана в момент смерти Христа на Голгофе: Иисус, снова громко воскликнув, предал свой дух. Итак, завеса храма разорвалась надвое, сверху донизу… (Мф 27,50–51).
В Sancta Sanctorum находился Ковчег Завета с фигурами херувимов на крышке и Скрижали Завета внутри. Ковчег был установлен на каменной платформе над вершиной скалы Авраама, на высоте 3 пальца от пола. Два гигантских путти высотой около 5 метров, вырезанные из оливкового дерева и покрытые золотом, стояли по обе стороны от Ковчега Завета. По преданию, рядом с Ковчегом на полу стояла ваза с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан из благородной древесины акации. Статуи херувимов были вырезаны из дикой оливы, а жезл Аарона вырезан из миндального дерева.
Создание Ковчега Завета. Гравировка. 1728
После освящения храма царем Соломоном Слава Божья присутствовала в Sancta Sanctorum в виде облака. Только первосвященник имел право входить один раз в год, в День искупления (Йом Киппур). В Sancta Sanctorum не было окон, там царила полная тьма, потому что Господь «.. сделал тьму Свою покровом» (Пс. 17:12).
Прямо в центре двора, напротив входа в притвор, стоял огромный медный жертвенник всесожжений, к которому они поднимались по наклонной плоскости. Огонь на нем, по заповеди, ни разу не погас.
Вавилонский царь Навуходоносор полностью разрушил храм Соломона в 586 г до н.э. Пророк Иезекииль видел, как «слава Господня» покидала Иерусалим в виде облака: И слава Господня поднялась из среды города и стала на горе к востоку от города (Иез 11:23). Это была Елеонская гора, с которой Иисус Христос впоследствии вознесся на небо. Семьдесят лет спустя персидский царь Кир издал указ, разрешающий изгнанникам вернуться в Иудею и восстановить храм в Иерусалиме. После возвращения из плена восстановление храма началось под руководством Зоробабеля. Второй храм уступал первому по размеру и красоте. Sancta Sanctorum оставалась пустой, божественное присутствие в виде облака покинуло ее, и Ковчег Завета с Скрижалями был утерян навсегда. Легенда, которая будет найдена в конце времен, сохранилась.
В 167 г до н.э храм был осквернен правителем Селевкидов Антиохом Епифаном IV, который установил на его территории статую Зевса. Это событие спровоцировало восстание Маккавеев, которые повторно освятили храм и учредили праздник Ханука (освящение) в память об этом событии).
Сын Антипатра, римский прокуратор Иудеи, служивший в королевском дворце, организовал переворот, правил и основал новую династию, сначала уничтожив всех потомков Маккавеев. Его звали Ирод. Он произошел от тех же идумейцев (потомков Исава), которых Маккавеи насильно обратились в иудаизм.
В 19 г до н.э н.э. Царь Ирод, чтобы заслужить уважение народа и скрыть свое эдомитское происхождение, эллинистические наклонности, а также многочисленные преступления евреев, предпринял смелый план восстановления храма. Для этой огромной работы было нанято десять тысяч рабочих, и тысячу священников обучили навыкам, чтобы миряне не имели доступа к святым местам.
Искушение Христа дьяволом в пустыне. XVI век
Источник изображения ruicon.ru
Храм получился необычайно красивым. К нему вели пять ворот (по другим данным — 12). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый Портик Соломона.
Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной храма», тянулся вдоль южной стены храма и находился в конце глубокой Кедронской долины на высоте примерно 180 метров. Здесь произошло одно из искушений Христа, описанных в Евангелии: Тогда диавол берет его в святой город, ставит его на крыло храма и говорит ему: если ты Сын Божий, бросься вниз, потому что написано: Он повелевает тебе… Своим ангелам, и они понесут тебя на руках, так что ты не споткнешься ногой о камень. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф 4: 5–7).
Из этого угла во время проповеди в 62 году также был брошен и побит камнями Иаков, брат Господа, первый епископ Иерусалима.
Крепость Антонио. Договоренность
На противоположном углу площади Пьяцца-дель-Темпио находилась знаменитая крепость Антонио, которая, помимо охраны облачений первосвященника, использовалась римлянами в основном как смотровая площадка, откуда было удобно проверять поведение паломники в храме, особенно по случаю главных праздников. Здесь апостол Павел, посетив храм, избежал смерти иудейских фанатиков, объявив себя гражданином Рима (Деяния 22: 25–29).
За внешней стеной был двор, где выставляли жертвенных животных на продажу, здесь были устроены обменные пункты, особенно перед праздниками. Доступ сюда был открыт для всех, включая язычников. Внутренний двор был зарезервирован исключительно для израильтян и евреев и был отделен огороженной стеной из резного камня, на которой были прикреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждающие, что необрезанные под страхом смерти не могут войти. В восточной части внутреннего двора храма находился так называемый женский двор квадратной формы, окруженный балконом. В каждом из четырех углов были боковые квадратные жертвенники: для назореев, для прокаженных и для хранения масла и вина, а также двор для дров, необходимых для существования жертвенника.
Тетрадрама времен разрушения Иерусалима, изображающая фасад храма. Найдено при раскопках. По одной из версий, тетрадрама приравнивалась к слитку серебра. Иуда получил от синедриона 30 сребренников за предательство Христа.
Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид храма: «Внешний вид храма олицетворял все, что могло только радовать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми листами золота, он сиял на утреннем солнце ярким пламенем блеск, ослепляющий глаза, как лучи солнца. Посторонним, пришедшим на богослужение в Иерусалим, издалека он казался покрытым снегом, потому что там, где он не был золотым, он был ослепительно белым »(« Еврейская война », V , 5–6) Иосиф Флавий также пишет, что с террасы храма можно было видеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.
Храм Ирода был построен с использованием элементов греко-римской архитектуры, его величество также произвело впечатление на апостолов: Учитель! посмотрите какие камни и какие строения! (Мк 13: 1).
Храм Ветхого Завета кипел жизнью. Глазами воображения вы можете представить ее повседневную жизнь.
Здесь левиты, завершив обряд очищения, бросаются к своим обязанностям, а книжники и фарисеи, сидящие под колоннами, обсуждают закон и ищут аргументы, чтобы опровергнуть утверждения саддукеев. Священники и знатоки Священного Писания, ожидая открытия синедриона, бросают вызов друг другу в наиболее точном толковании закона.
Фермер, пришедший с поля с первыми снопами пшеницы, встречается здесь с городским аристократом, который ведет трехлетнего теленка Башана на веревке, а преданный, но ревнивый муж тащит за собой подозреваемую в измене легкомысленную жену. Он хочет испытать его верность горькими водами.
Под высоким портиком языческого двора люди восторженно разговаривают с новоявленным пророком, а продавцы голубей кричат во весь голос из-за прилавка.
Звуки торговли, огненных споров, песен и частных молитв здесь смешиваются со звуками труб, голосами убитых животных и треском пламени на алтаре.
Христос в храме
Для нас, христиан, наиболее ценными являются изображения храма, запечатленные на страницах Евангелия. Здесь состоялось знакомство с Храмом Пресвятой Богородицы, здесь пророк Захария, служа в храме, получил сообщение от Ангела, что его старая жена подарит ему сына, будущего Иоанна Крестителя, который будет велик пред Господом и представит пред Ним в духе и силе Илии (Луки 1:15, 17).
Младенец Иисус был принесен сюда его святыми родителями в дар Богу на 40‑й день после его рождения, и его приветствовали старец Симеон и пророчица Анна. В память об этом событии был установлен христианский праздник: Сретение Господне (Луки 2: 25–39).
Представление Господа. Икона 15 века. Новгород
Источник изображения icons.pstgu.ru
Здесь родители застали его сидящим среди учителей, слушающим и расспрашивающим, так что все были поражены его разумом и его ответами (Лк 2,46–47), здесь, на крыле храма, он был искушаем сатаной (Лк. 4: 9–12). Поэтому он изгнал всех, кто продавал, покупал и опрокидывал киоски менял денег и киоски продавцов голубей, говоря, что мой дом будет называться домом молитвы для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Марка 11:17).
Здесь он не осуждал блудниц, предлагая первым бросить камень в тех, кто никогда не грешил (Иоанна 8: 2–11). В этом храме он совершил свой славный вход Господа в Иерусалим, когда народ воскликнул Осанна Сыну Давидову! Блажен грядущий во имя Господа! Осанна в высшем! (Мф 21: 9). Здесь Иуда возвратил тридцать серебряных монет первосвященникам и старейшинам, сказав, что я согрешил, предав кровь невинную (Мф 27: 4).
В этом храме он исцелял, проповедовал и говорил притчи, и здесь он предсказал свое будущее разрушение: И Иисус покинул храм; и его ученики пришли к нему, чтобы показать ему постройки храма. Иисус сказал им: вы все это видите? Истинно говорю вам, здесь не останется камня; все будет разрушено (Мф 24: 1–2).
Франческо Хайес. Разрушение Храма в Иерусалиме. 1867 г
Это ужасное пророчество исполнилось в 70 г н.э. Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен во время осады Иерусалима римской армией во главе с Титом, сыном императора Веспасиана. От этого некогда великолепного сооружения остались только руины, которые стали знаком Божьего суда над народом Израиля.
Этот день в истории Израиля стал символом всех национальных бед, страданий и бедствий. Согласно еврейской традиции, в тот же день (9 ава по еврейскому календарю) был полностью разрушен и первый храм, построенный царем Соломоном (Иосиф указывает на 10 ав).
Талмуд говорит, что за 40 лет до разрушения храма, построенного Иродом, ветхозаветные жертвы потеряли свою силу: «За сорок лет до разрушения храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону. ; бюрократия не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища (двери храма) открылись сами собой… »(Йома 39б).
Жребий и лента являются частью ритуала Дня искупления (Йом Киппур). Этот ветхозаветный праздник, согласно толкованию святых отцов, является прообразом искупительной жертвы Христа и Его Второго пришествия. Дверь, которая открывается сама по себе, возвращает нас к завесе, которая была разорвана надвое в момент смерти Христа на Голгофе (Мф 27:51).
Слова Спасителя: «Вот, твой дом оставлен для тебя пустым» (Матфея 23:38; Луки 13:35) в интерпретации Евфимия Зигабена означает, что «дом твой», то есть храм, остался пустым, ибо Божья благодать больше не обитает в нем. В Ветхом Завете храм (Хейхал) часто называют домом Бога или домом Господа (Ездра 1,4; Иер 28,5; Пс 91,14; 134), 2). В Новом Завете храм также называется домом Бога (Мф 12,4) или домом «Отца Моего» (Луки 2:49; Иоанна 2:16).
Храм после Христа
Храмовая площадь долгое время лежала в руинах и запустении. В 130 г н.э. Император Адриан построил римскую колонию под названием Элия-Капитолина на руинах Иерусалима и языческий храм в честь Капитолийского Юпитера на Храмовой площади, который был прямой причиной восстания Бар-Кохбы в 132 году. Восстание было подавлено, и Адриан издал указ: согласно которому всем обрезанным запрещался вход в город.
Купол Скалы. Мечеть над первым камнем
«По сей день неверным рабам запрещено входить в Иерусалим, так как они убили слуг Бога и даже Его Сына. Они могут приходить в город только для того, чтобы оплакивать его, и за деньги они покупают право оплакивать разрушение своего города », — писал блаженный Иероним в 4 веке.
В 363 году император Юлиан Отступник попытался восстановить храм Бога Израилева, чтобы опровергнуть пророчество Иисуса о храме (Лк 21: 6), но, как пишут историки, землетрясение, бури и пожары прервались строительство началось, и вскоре смерть Юлиана положила конец всем его планам.
С тех пор священная площадь на горе Мориа была заброшена, а в византийскую эпоху даже превратилась в свалку.
Храмовая гора снова стала местом поклонения и молитвы после арабского завоевания Палестины в 638 году. Халиф Омар построил здесь первую деревянную мечеть, а халиф Омейядов Абд аль-Малик заменил ее в 661 году каменным «Куполом на скале», который находится здесь до сегодняшнего дня.
В южной части Храмовой площади в 705 году халиф аль-Валид построил мечеть Аль-Акса, что означает «далекая мечеть». Согласно мусульманской традиции, это место связано с ночным путешествием пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесением на небеса.
После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году мечети на Храмовой горе были преобразованы в церкви: Купол на скале стал Храмом Господа (Templum Dominy), а Аль-Акса стал Храмом Святого Соломона (Тамплум Соломон).
В 1187 году, после поражения крестоносцев в битве при горе Хиттим, Иерусалим был завоеван войсками Саладина (Салах ад-Дина).
Во время взятия города несколько мусульманских воинов поднялись на вершину «Купола на скале», где стоял золотой крест. В этот момент, согласно арабским и христианским хроникам, битва была прервана, и все взгляды смотрели на одну точку: крест на куполе. Когда мусульманские воины бросили крест на землю, по всему Иерусалиму раздался такой крик, что земля задрожала. Мусульмане кричали от радости, христиане — от ужаса. С тех пор на горе Мориа возвышается неизменно мусульманский полумесяц.
Лишь фрагмент стены, окружающей Храмовую гору, сохранился от ветхозаветного храма, уцелевшего после нападения римских легионеров в 70 г н.э. Эту стену обычно называют Западной стеной (Котел ха-Маарави) или Западной стеной. На самом деле эта стена не является частью ветхозаветного храма, а лишь частью подпорной стены, построенной так, чтобы образовывать плоское плато на высоте вершины горы Мориа.
После разрушения храма он стал самым святым местом в иудаизме. В первые века после разрушения храма евреи собирались для молитвы на Елеонской горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. С V века существует обычай молиться у Стены Плача и оплакивать разрушение храма. Постепенно Стена Плача превращается в место, которое символизирует древнее величие Израиля и надежду на его будущее.
9 ав (начало августа) — день национального траура в Израиле. Евреи собираются у Западной стены, чтобы оплакивать разрушение храма. Читаются особые молитвы, Книга Пророка Иеремии и Книга Плача Иеремии:
Помни, Господи, что с нами случилось; посмотри вниз и увидишь наш упрек. Наше наследство переходит к чужим, наши дома к чужим… Наши отцы согрешили: их больше нет, и мы несем наказание за их беззакония (Плач 5: 1–2, 7).
В древней христианской церкви 10‑е воскресенье после Троицы было днем памяти разрушения Иерусалима. Сегодня эта традиция уже забыта.