В горах Северного Кавказа не только несравненная красота природы. Здесь в раннем средневековье существовали могущественные государства, народы которых первыми приняли христианство на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Уцелевшие храмы и часовни, словно стражи, стоят на вершинах гор, так что их видно на многие километры.
«Там, у подножия верхнего Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал стадом Христовым, цветом скифов и первенцем Кавказа . некоторые народы отличаются своим многие сильные стороны, а другие — за их отвагу и военную доблесть, но это победило их всех и служит только Христу, потому что они были очарованы Его самыми святыми словами и теперь известны среди нас своим соблюдением ритуалов и своим христианством, а также счастлив быть называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан », — описал один автор алан в XII веке.
Алания приняла христианство от Византии в 916 году. Однако в 932 году аланский царь безуспешно сражался с Хазарией и под его давлением временно изгнал из страны христианских священников, присланных из Византии. Но уже с середины X века Алания снова стала очень близкой Византии, Абхазии, Грузии и другим православным государствам.
Сильный удар по Алании нанесли монголо-татары, окончательно овладевшие равниной Предкавказья в 1238–1239 годах. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и Закавказья (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С 14 века среди алан стал распространяться ислам. Прямые потомки аланов — современные осетины, а также, по мнению некоторых ученых, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Земли и поселения обезлюдели, и новые завоеватели принесли с собой другую религию. Во многом из-за этого обстоятельства древние храмы не использовались и постепенно разрушались под воздействием времени.
Три Зеленчукских храма
У подножия Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X‑XII веках располагалось крупное городское поселение с каменными застройками на разных улицах, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Поселок расположен на перекрестке важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого шелкового пути, а наличие епископской кафедры говорит о большом значении города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранилось три храма, которые в научной литературе принято называть Северным, Средним и Южным.
Зеленчукские храмы можно назвать старейшими в России. Ученые до сих пор спорят о точном времени их постройки. Но какие бы даты ни обсуждались (между 916 и серединой X века) — все они даже предшествуют времени строительства церкви Десятины в Киеве (989–991 годы — данные в разных летописях различаются).
Северный храм
Северный Зеленчукский храм
Северный храм находится за пределами городского поселения. В Зеленчукской группе храмов он, видимо, был первым из возведенных. Это самое большое сохранившееся храмовое здание в штате Алания. Стены храма внутри были покрыты фресками, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. К счастью, часть фресок конца XIX века была создана художником и археологом Д.М. Труковым. Эти рисунки показывают, что собор был расписан высокопрофессиональным византийским художником, поскольку у аланов в то время не было мастеров такого уровня.
Средний храм
Средний храм
Храм сохранился практически полностью. Жизнь в поселении, по всей видимости, продолжалась до 13 века, все это время Средний храм был, по мнению некоторых исследователей, собором.
Южный храм
Южный Храм
Из трех зеленчукских храмов только в одном, южном, проводятся регулярные службы. После повторного посвящения в 1991 году в храме сохранилось древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен между жилыми домами поселка Нижне-Архыз и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Судя по всему, это была часть имения богатой аланской семьи, это была домашняя церковь.
Руины часовен
Помимо трех относительно сохранившихся зеленчукских храмов на территории поселения, есть 11 небольших часовен-храмов, представленных археологическими развалинами. Это говорит о том, что поселение Нижне-Архыз действительно было важным христианским центром в X‑XII веках.
Шоанинский храм
Храм Шоанин
В полутора часах езды от поселка Нижне-Архыз, на расстоянии около 18 км друг от друга, находятся еще два храма того же периода.
На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Ориентировочное время постройки — вторая половина X — начало XI века. Скала, служившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить всю структуру. Перед постройкой храма архитектор должен был прикрепить к скале с западной стороны искусственную площадку и воздвигнуть ее на вершине здания.
Архызский лик Спасителя
Архыз лик Спасителя
В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале прямо перед Средней Зеленчукской церковью была открыта большая картина: Лик Спасителя. Икона написана прямо на скале двумя цветами, белым и красным, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два древних разграбленных захоронения, а сразу под Ликом — могила из массивных камней. «Нерукотворный Спаситель» привлек внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению относительно происхождения и датировки Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы к периоду расцвета государства аланов, другие ставят под сомнение древность и склонны полагать, что лицо раскрашено сегодня. Однако сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Лицо Архыза привлекает паломников, верующие часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта был построен храм в честь Христа Спасителя, где регулярно проходят службы.
Сентинский (Тебердинский) храм
Свое название получил от аула Сента (современное название — Нижняя Теберда). С давних времен через ущелье через Клухорский перевал проходила дорога, которая вела к абхазскому берегу Черного моря, видимо, благодаря этому выгодному положению, Тебердское ущелье, как и Зеленчукское ущелье, было густонаселенным.
Храм Сентин стоит на скалистом уступе над долиной. Вокруг него нет следов значительного поселения, просто множество различных захоронений и надгробных крестов, но на отроге, соединяющем его с горным массивом, видны следы стен и скал — возможно, здесь было небольшое укрепление. На близлежащих склонах располагалось несколько построек, и жизнь здесь не останавливалась даже во времена Золотой Орды. Фрагменты фресок Сентинского храма являются крупнейшим сохранившимся фресковым комплексом в Аланье.
На высоте более 2 м от пола в правой половине южной стены восточного плеча креста находится надпись на греческом языке, которая не только сообщает о строительстве храма в 965 году, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви (например, современная антименсионная летопись).
Возвращение молитвы
Архиепископ
Пятигорск и черкесский феофилакт
Сегодня древние аланские храмы являются частью Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника. Православные христиане, проживающие в республике, пытаются найти возможность возродить молитву в уцелевших стенах. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилак заявляет: «Сегодня, благодаря поддержке руководства республики, мы можем беспрепятственно совершать богослужения в этих церквях и в окрестностях. Но лишь изредка, несколько раз в год. А служить на улице в конце декабря физически очень тяжело. Поэтому мы мечтаем, чтобы можно было сделать церковь не просто памятником, а настоящим храмом, сохранив при этом статус музея. Однажды на пресс-конференции меня спросили: «Владыка, как вы видите дальнейшую судьбу этих церквей? Чего вы хотите? »Это было буквально в Карачаево-Черкесии сразу после моего назначения. И я переадресовал этот вопрос муфтию Карачаево-Черкесской Республики, президенту духовного управления мусульман Северного Кавказа Исмаилу Хаджи Бердыеву. : «Исмаил, скажите, пожалуйста, как вы думаете, какой может быть судьба этих храмов?» На что он ответил: «Если люди построят эти дома для Всевышнего, значит, они должны там прославить Всевышнего!» Бердиев также согласен с тем, что в церквях необходимо возобновить православное богослужение».