В глубоком Крымском ущелье, на высоте около 1000 метров, там, где протекает река Алма, спрятан небольшой монастырь. Он получил свое название от источника целителей Космы и Дамиано. Согласно легенде, в III веке нашей эры при римском императоре Марке Аврелии Карине два брата и доктора Косма и Дамиан приняли христианскую веру, и за это были сосланы в Таврические горы, то есть в Крым — страну довольно дикая и опасная земля., периферия цивилизованного мира. Однажды, собирая в горах лечебные травы, они попросили у Бога воды, и из-под горы хлынул родник из двух источников. Братья поселились у источника, построили здесь дом и начали лечить местных жителей водой. Вскоре гонения в Риме утихли, и изгнанники вернулись на родину. Там они умерли в 284 году во время нового преследования. В 1781 году греки нашли здесь мраморную плиту с вырезанными на ней лицами Космы и Дамиана и надписями на греческом языке. А в 19 веке, после присоединения Крыма к России, здесь был построен Космо-Дамианов монастырь. Несмотря на то, что монастырь находится в глухом уголке, у монастыря богатая и непростая история.
Вход в монастырь (фото начала 1900‑х годов)
Остатки монастырской стены, построенной монахинями в начале 20 века (современное фото)
В 1855 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), блестящий проповедник и богослов, получивший среди современников прозвище «русский Златоуст», сказал: «Крым, кажется, создан для того, чтобы стать нашим Русским Афоном. Я хотел бы восстановить его свои разрушенные храмы на горах и монахи установить около них: Таврия намного превзойдет греческий Афон… А в ваших горах еще есть целебный источник имени святых Космы и Дамиана, который был принесен с земли по их молитвам. Если где, подумал я, то в таких горных ущельях найдется место для монахов и предложил, если Бог даст, снять фильм во имя святых Космы и Дамиана, а не серебряных дел мастеров. Священный Синод благословил эту мысль».
Строительство монастыря началось буквально благодаря чуду. Денег из государственной казны, потраченной на Крымскую войну, не выделялось, а первые постройки монастыря были возведены на пожертвования симферопольского купца 1‑й гильдии Ивана Санютина. Он, долго страдавший от сильной лихорадки, исцелился после купания у нас весной. Кстати, до революции хранилась специальная книга, в которой описывались все чудеса исцеления, но она исчезла при большевиках. И были сотни, если не тысячи исцелений.
Сейчас его часто посещают паломники, которые приезжают сюда на туристических автобусах. И трудно представить себе те трудности, тяжесть, которым подвергались монахи несколько сотен лет назад. Вот что писал российский писатель-путешественник Евгений Марков в своих «Зарисовках Крыма» о кинематографе «Космо-Дамиановская»: «Обычно в этой запредельной пустыне трудно найти что-либо, кроме чашки молока зимой, так как снег покрывает монастырь и входы в нее, которые иногда по несколько недель остаются погребенными под сугробами лопаты, чтобы выкопать монастырь, поинтересоваться, цела ли она… Настоятель объявил, что еды больше нет и что мы вряд ли захотим ночевать в монастырской гостинице, где нижний этаж залит водой, а верхняя была почти не достроена. Игумен предложил нам свою маленькую келью, пропахшую запахом свечей, растительного масла и каких-то сухих трав, но сам почувствовал, что в ней жуткое множество насекомых. Решили поселиться во влажной, неудобной гостинице. Просили сена на грядку и лошадей. Ни сена, ни ячменя, ни овса. Узкие, узкие скамейки были для нас единственной кроватью.
Император Николай и Великие княжны в Космо-Дамиановском монастыре. Фотографии начала 20 века.
Несмотря на труднодоступность, монастырь любили посещать художники, писатели и члены королевской семьи. Еще император Николай I, узнавший о чудесном источнике, приказал собрать все легенды, связанные с этим местом. Александр III любил здесь охотиться, но визиты Николая II в эти места были наиболее очевидными. С 1910 года здесь строятся улучшенные грунтовые дороги по направлению Ялта, Гурзуф и Алушта. Создан «Императорский заповедник» и построено Романовское шоссе, соединяющее Алушту с Ялтой через горы. Редкие животные завезены в заповедник из разных уголков страны и из-за границы. В 1913 году, накануне 300-летия Дома Романовых, император с семьей и последователями пришел помолиться у источника святых Космы и Дамиано.
Из дневника Николая II:
«… Я был в Козьмодемьянском монастыре. С удовольствием пришла домой в 1 1/2 с душем. Через 3 часа дождь прекратился, и я вместе с охотником Вагнером уехал из Спалы в сторону близлежащих гор. Я шел хорошими тропами, я слышал рёв оленей вокруг, но не видел ни одного », — записано в дневнике Николая II в среду 11 сентября 1913 года.
Гостиница для паломников. Фотографии начала 20 века.
«… Монастырь красивый, самобытный, кажется, на край света. У меня даже было желание пойти в монастырь — это настоящий монастырь! .. »- писала сестра Чехова в письме брату 29 июня 1902 года.
Картина Шишкина: «В Козьминско-Дамиановом монастыре»
Помимо Романовых, Космодамианов монастырь посещали и другие знаменитости, в том числе художник И. Шишкин, написавший после паломничества картины «Вид на Крым» и «В Козьмо-Дамианов монастырь».
Великие княжны в охотничьем домике Государя. Монастырь Космо-Дамиано, фото начала 20 века.
Здесь же был известный украинский писатель Михаил Коцюбинский, автор романа «Тени забытых предков» в адаптации Параджанова”.
С Коцюбинским связана интересная история. Некоторое время он жил в Крыму, изучая вредителей виноградников. Здесь он узнал о монастыре Космо-Дамиано. Будучи человеком радикально настроенным и вообще, по Ленину, «наиболее близким к большевикам», писатель решил написать стихотворение, разоблачающее всю развратность монахов и монашества. Чтобы лучше разобраться в картине и увидеть монашество изнутри, писатель решил, что вредители подождут и обнажат настоящих паразитов людей. Он решил «войти в монастырь на время, чтобы понаблюдать, стать послушником, надеть рясу, пойти в церковь, поесть и поспать с братьями»…
Но потом случается непредвиденное. «… В том году Козьмодемьянский монастырь был преобразован в женский монастырь, о чем я узнала, когда приехала туда. Намерение не сбылось, даже сюжет рассказа погиб, и я от отчаяния написал только «В греховный мир», небольшой рассказ, основанный на собранном за короткое время материале . оставшемся в монастыре».
Вид с контрфорсов Бабугана на гору Чатырдаг. Справа — море, слева на поляне в окружении леса — спуск к монастырю. Место, о котором напишет Коцюбинский:
Далекое море широко распахнуло объятия зеленой земле и трепетало от радости, как яркая голубизна неба. И земля таяла и смеялась в его объятиях, как женщина, опьяненная любовью, и ряды белых домов сияли на солнце, как маленькие зубы, и зеленые долины раскинулись, как косы. И вся эта странная страна плыла где-то в море теплого света, в огромном безграничном синем пространстве. Слева мрачный Чатырдаг тяжело лежал на земле, а справа дьявольская ступенька Бабугана вздымалась в небо, раскаленные скалы, серые и голые, как родила мать-земля.
Сюда большевики приехали в 1922 году. В часовне устроили инкубатор по выращиванию мальков форели. Такова горькая ирония христианского символизма. Коричневый инвентарный номер виден на северной стене под ближайшим окном. А под крышей — скульптурная фигура здания: 1913 год — 300-летие дома Романовых. Две цифры века с разницей в несколько лет — и такие разные эпохи…
Часовня над источником — единственное сохранившееся сооружение дореволюционной эпохи. Во время войны гитлеровцы, опасаясь партизан, разрушили здесь все постройки, в том числе охотничий домик, построенный императором Александром III. Немцы вырубили и привезли в Германию дубовую рощу, посаженную рядом с монастырем адмиралом Ушаковым. Часовня над источником несколько раз взорвалась, но, сделанная из очень прочного камня — шунгита, устояла.
Большевики передали все владение монастырем сельскохозяйственной артели, в которую входили монахини, а через год она переехала в Крымский заповедник. Монахини отказались уезжать, их поддержало местное население, в том числе руководство заповедника. «Во время гражданской войны монастырь был убежищем контрреволюции. После освобождения Крыма от врангелитов и интервентов до 1923 года монастырь существовал под видом «монастырской трудовой артели» и имел тесные связи с татарскими контрреволюционными националистами. — напишу позже в советском путеводителе. Было очевидно, что проблему нужно решать радикально, а не местным населением. Сюда прибыл отряд латышских стрелков, которые расстреляли всех монахинь непролетарского происхождения, а остальных разогнали. Погиб и местный лесничий, похороненный здесь, воевавший за убитых. Причиной убийства лесничего стала фраза «что ты делаешь?»
Позже, в 1920‑х годах, каждого крымского лесничего, ставшего свидетелем преступлений большевиков, сослали в Сибирь без права на возвращение. К сожалению, не все архивы доступны: основная часть документов находится в Санкт-Петербурге: кто-то как-то позаботился забрать документы из монастыря. Поэтому многие трагические события тех времен до сих пор скрыты от нас.
Настоятель монастыря архимандрит Маркель:
Братья монастыря не могут иметь более 15 членов. Монастырю не принадлежит территория сада, засаженного монахинями, и большая часть построек. На месте храма Космы и Дамиана лесники разбили огород, хотя в 1994 году указом Президента Республики Крым Симферопольская и Крымская епархии вернули территорию и постройки монастыря. К тому же это далеко не единственное решение в пользу монастыря, но с их стороны не имеет особого смысла: меняется власть, но условия те же. В 2011 году Совет Министров Украины принял решение выделить под монастырь 5 га земли, сохранив при этом охранный статус земли. Но вот прошел год, а все осталось по-прежнему. Старые постройки, в которых никто не живет, разваливаются.
Храм строящегося монастырского комплекса в Партените.
В связи с неопределенным статусом монастыря митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь благословил построить монастырский комплекс в Партените. Нижний храм освящен в честь родившегося здесь Иоанна Готского, святого и покровителя Партенита. Верхний — в честь иконы Божией Матери «Царица». Здесь будет целый паломнический комплекс. Планируется строительство монастырского корпуса, гостиницы для паломников, бедных и одиноких людей.
Партенит, небольшой городок на берегу Черного моря, имеет богатую историю. В начале восьмого века. Крым, который был маргинальной провинцией Византии, стал хорошим убежищем от преследований иконоборческого правительства Империи, сюда устремились византийские монахи и греческие иконопоклонники из Малой Азии. Поэтому в то время здесь буквально кипела христианская жизнь. В окрестностях Медвежьей горы было более сорока храмов, а только на самой горе, по разным данным, их было от 9 до 14. А сам Партенит в основном связан с именем епископа Готского Иоанна, который родился на свет здесь. Он участвовал в подготовке VII Вселенского Никейского Собора, восстановившего почитание иконы. При нем Партенит был большим и богатым поселением со своим портом и двором и, кроме того, центром готической епархии. У подножия горы на ее восточной стороне находился богатейший монастырь Петра и Павла: известно, что по количеству книг в окрестных землях ему не было равных. Сохранилась легенда об огромном храме Двенадцати Апостолов на Медвежьей горе. Рядом с ним стоял цельный каменный крест высотой семь метров. Поэтому некоторые историки недаром считают, что первый Аю-Даг назывался Айя-Даг, Священная гора.
Отец Афанасий облагораживает клумбу
Проходят века, исчезают целые народы, рушатся империи. Но человеческая жажда поиска Бога не исчерпывается. И после вековой тьмы неверия древняя земля Крым вновь получает возможность молиться и петь хвалу Создателю Вселенной.