Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»?

В любом храме можно найти фрагменты мощей различных святых. Они символизируют особое молитвенное присутствие усопшего праведника, к которому человек, приходящий в церковь, обращается с просьбой или благодарностью.

Кто и почему делит мощи святых на «частицы»?

Кто и когда участвовал в отделении мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать их происхождение? На эти вопросы и не только отвечает священник Тимофей Китнис, историк.

Зачем нужны мощи?

Мощи — это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их смерти и чье присутствие в мире постоянно ощущают верующие. Святость земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их живом облике, в чудесных событиях, связанных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого стали источником божественной силы или, говоря церковным языком, благодати. Точная формула почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, содержится в решениях VII Вселенского Собора (787 г.): «Христос Спаситель дал нам источники спасения, останки святых, излив многие блага на достойных. И это через Христа, живущего в них ». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (ср. 4 Царств 13:21). Письменные документы II века подтверждают существование этой традиции в Церкви с древних времен.

Церковь категорически утверждает, что Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило, что человек должен быть святым во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда следует логика почитания мощей: человеческая плоть праведников освящается благодатью как его душа.

Кто и почему делит мощи святых на «частицы»?

Со времен первобытного христианства Таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на могилах мучеников, то есть на их мощах. В современной церкви это таинство совершается и над останками. Так называемая Антименсия, четырехугольная тарелка, в которую пришита частица мощей, обязательно присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него невозможно совершить главное христианское богослужение — литургию. Таким образом, Церковь напоминает, что каждая литургия совершается как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в то время в Церкви (земной Церкви), так и при участии умерших, т.е святые (Небесная Церковь), которых нет только невидимо, но также зримо и осязаемо — в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей — не обязательное условие. О святости человека свидетельствует прежде всего его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи — это кости умерших. Кроме того, если тело монаха после его смерти не разлагается, это считается дурным знаком: за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Кто и почему делит мощи святых на «частицы»?

Феномен отделения мощей состоит в том, что тело святого само по себе не является источником исцелений и чудес, а именно сила Бога, живущего в нем, на что указывает VII Вселенский Собор “… И это через Христа, живущего в них .. ». Эта сила неделима.

Даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и всей полноте той божественной благодати, которая обитает в самом правде. Поэтому, чтобы как можно больше людей имели возможность прикоснуться к этой Силе, христиане делятся мощами. Многие из тех, кого эта традиция удивляет, не задумываются о том, что происходит с литургией. Когда священник разрывает Тело Христово перед Причастием и помещает его в Чашу, верующие не участвуют во Христе, но принимают Его на протяжении всей своей жизни, и они сами в своей полноте становятся частью единого, неделимого Тела Христова. Христос.

Когда началась традиция разделения мощей?

Так было с древних времен. Документально мы можем вернуться к этой традиции уже в четвертом веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, то, что говорит святой Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) в своей проповеди: разделение сокращается; а те, что от деления на части не только не уменьшаются, но даже больше раскрывают свое богатство: таково свойство духовных вещей, которые увеличиваются при распределении и умножаются при делении».

Святыни были спрятаны, перемещены, потеряны, обретены. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетронутыми (преподобный Спиридон Тримифунтский, инок Александр Свирский), а есть те, которые со временем разрушились. Чем больше славы умершего святого, тем больше храмов и монастырей будет у тех, кто захочет себе часть его мощей. Однако мощи были не у всех святых. Иногда случалось, что после смерти мучеников язычники уничтожали их тела, сжигая их или бросая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существуют. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по просьбе епископа. Он направил официальное письмо в храм или монастырь другой епархии (административно-территориальной единицы церкви) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба была рассмотрена, и, если была такая возможность, посылка отделилась, после чего через доверенного священника или торжественного крестного хода они доставили ее оттуда, откуда пришла просьба. Затем мощи вставляли в икону или для них изготавливали так называемый ковчег или мощевик (емкость для хранения драгоценных реликвий, имеющих сакральное религиозное значение), которые благоговейно хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Кто и почему делит мощи святых на «частицы»?

Саркофаг с мощами святителя Николая Чудотворца

Да, такие примеры есть. Самым хрестоматийным является перенесение мощей святителя Николая из Миры в Ликии в Бари, по сути, это было настоящее похищение. При этом похитители преследовали довольно преданные цели. В то время Византия находилась под постоянной угрозой турецкой оккупации, и итальянские христиане опасались, что мощи святого могут быть осквернены. Более того, все мореплаватели Средиземноморья почитали Николая Чудотворца как своего особого покровителя. Отсюда желание получить мощи святого в его родном городе. В 1087 году торговое судно с «Бари» пришвартовалось в порту Мир в Ликии. Моряки пробрались в церковь, где покоились мощи святого, и, схватив местных монахов, стали расспрашивать их, где находится могила святого. Один из моряков, Маттео, увидел мозаику на полу храма, начал ломать ее и вскоре обнаружил под ней пустое место, где лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив сокровища на корабль, моряки вернулись домой. Уже в Бари частицы мощей святого были отправлены в разные места. Один сейчас находится в соборе Сан-Никола в Риме, другой во Франции — в Сен-Николя-де-Порт, третий в Венеции. Аналогичное событие произошло с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 г.) и с телом Спиридионе ди Тримифо, похищенным из Константинополя и доставленным на остров Корфу (1456 г).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Кто и почему делит мощи святых на «частицы»?

Существуют. Один из них — радиоуглеродный метод, которым можно определить возраст мощей. Любое органическое вещество содержит углерод, который с момента смерти биологического существа начинает распадаться с определенной скоростью — так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, оставшегося в исследуемом объекте, а затем сравнивают его с тем, каким он должен был быть изначально. Таким образом, по количеству разложившегося углерода можно определить приблизительную дату смерти. Этот метод успешно применялся при исследовании головы Иоанна Крестителя в городе Амьен. Он показал, что черепу около 2000 лет. Существует также антропологический анализ, который также использовался во время этих исследований. Он определил, что это голова человека в возрасте от 35 до 45 лет, а тип черепа — семитский, что дополнительно указывает на подлинность головы Иоанна Крестителя.

Кроме того, можно использовать индивидуальный исторический и канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических находок. В частности, такой анализ необходим для подтверждения того, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, с помощью этого исторического и канонического анализа было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были найдены в Риме, а это означает, что этот город является «родиной» этих святых мощей. Но такой анализ возможен не всегда. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падением империй, крестовыми походами и прочими событиями, иногда бывает крайне сложно определить путь к той или иной святыне. Иногда у исследователей есть лишь отрывки косвенной информации, с помощью которых можно хоть как-то восстановить историю реликвий.

Однако важно отметить, что совесть церкви всегда полагалась на свидетельства своего Предания, и это доверие было оправдано. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никоим образом не решающие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и отрывки из Священного Писания. Археологические открытия ХХ века развеяли большинство этих сомнений. А что откроется завтра, неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто-либо другой, даже если она держит в руках увеличительное стекло или измерительный прибор. Для Церкви основополагающим остается только одно свидетельство: признание подлинности мощей самой Церковью посредством решений церковных соборов и общественного почитания.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Кто и почему делит мощи святых на «частицы»?

Фото Романа Яровицына

Да, католики после Второго Ватиканского Собора (1962–1965) создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех реликвий и реликвий, хранившихся в монастырях и храмах. В течение 10 лет все документы перепроверялись, по возможности восстанавливалась история каждой святыни. В результате проделанная работа отделила эти реликвии и святыни, происхождение и подлинность которых задокументировано, от тех, которые мы можем чтить только верой.

Даже Православная Церковь знает о таких исследованиях. Например, в этом году исполняется 25 лет со дня второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, похищенных властями в советское время. Тогда не было никакой надежды найти его святые останки. Когда в 1990 году стало известно, что эти находки все еще находятся в Музее атеизма и религии, была создана комиссия для проведения антропологического и историко-канонического анализа. В результате было достоверно установлено, что найденные останки являются мощами преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства исследований останков королевской семьи.

важно отметить, что ни в случае известной католической комиссии, ни в случае научного исследования мощей по заказу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения проблема подлинности мощей. Последнее решающее слово всегда остается за самой Церковью, только она сама сохраняет в себе святость и может признать ее.

Поделиться с друзьями
Екатерина

Мне 38 лет. Выпускница факультета журналистики СПбГУ. Счастлива в браке больше 15 лет, мама двоих сыновей. Как и любой журналист я научена погружаться в тему и рассматривать её со всех сторон, искать достоверные источники и проверенные факты. Имея христианское воспитание мне захотелось подробно освятить тему православного поста. Надеюсь многим верующим блог послужит вдохновением, а те, кто давно пытается разобраться «зачем» и «почему» смогут найти свои ответы!

Оцените автора
Добавить комментарий