Когда наши соотечественники 1 января, бурно отмечают Новый год, Православная Церковь отмечает день памяти мученика Бонифация — святого, которому они молятся . об избавлении от пьянства. Сразу никто не гадал: день поминовения шехидов «попал» в первый день года из-за того, что большевики перевели страну на григорианский календарь в 1918 году.
Святой мученик Бонифаций жил в Риме в III веке. Он был рабом молодой, ветреной и очень богатой аристократки Аглаиды. Но рабство не было слишком обременительным для Бонифация, потому что ему не нужно было добывать мрамор в пыльных карьерах или потеть на плантациях. Оставшись без родителей, легкомысленная хозяйка доверила Бонифачо все усилия по управлению своим домом и огромными поместьями. Хозяин-раб был превосходен в делах своего господина, к тому же он был молод, красив и имел веселый нрав. Неудивительно, что вскоре он оказался любовником своей любовницы…
Бонифачо и его любовница были христианами. И хотя они вместе жили щедро (брак рабыни и патрицианки в Риме был совершенно невозможным), оба были тяготены этой ситуацией, они старались хотя бы сделать что-то благочестивое и раздавали щедрую милостыню всем нуждающимся.
Однажды Аглаида узнала, что если мощи святых мучеников хранятся в доме с благоговением, то по их молитвам легче получить спасение. Он подарил Бонифация на Востоке, где в то время были жестокие гонения на христиан, и попросил принести мощи мученика, чтобы он стал их небесным заступником. Влюбленная подарила ему много золота — на раздачу милостыни и на выкуп мощей. Взяв в помощь множество слуг и лошадей, Бонифатий приготовился к путешествию.
Незадолго до отъезда он, лукаво улыбаясь, спросил любовницу:
— А что будет, если я не найду тело мученика, а тебе принесут мое истерзанное за Христа тело? Примешь ли ты тогда это с честью?
Аглаида, смеясь, назвала его пьяницей и грешником. А позже он серьезно добавил: «Они не связываются с этими вещами. Помните, вы собираетесь ради святых реликвий, на которые мы с вами даже не достойны смотреть».
Через некоторое время караван Бонифация прибыл в киликийский город Тарс. Поселившись в отеле, Бонифацио сразу же отправился на городскую площадь, где мучеников пытали. То, что он там увидел, описывается в его жизни во всех ужасных подробностях: «.. мученик висел вверх ногами, и на земле под ним горел огонь, другой был крестообразно привязан к четырем столбам, другой лежал распиленный пилой, другие были мучителями, зарубленными острыми инструментами, другому — выкололи глаза, другому — они отрезали конечности тела, поставили шест и, поднявшись с земли, вделали кол в землю так, чтобы он проходил вокруг его шею, у одних были сломаны кости, у других отрублены руки и ноги, и он, как мяч, катался по земле, но душевная радость была видна на всех лицах, потому что, перенося невыносимые для человека муки, они были усилены благодать Божия…»
Нам не дано понять, какая духовная радость выражается на лицах людей, с которыми они это делают. Объяснить это невозможно, это можно только увидеть, как Бонифацио видел на площади Тарс. Еще сложнее объяснить, что тогда произошло в душе молодого человека, богатого и вполне обеспеченного, который мог только шутить о своем мученичестве. Однако то, что произошло в тот день на площади, зафиксировано не только в церковном календаре, но и в протоколах римских офицеров, проводивших казни. А случилось следующее: Бонифатий ворвался в колонну истерзанных мучеников и стал целовать их ноги, прося их молиться за его душу. Охранники тут же схватили его и поставили перед судьей. Он спросил: «Ты кто?» Бонифаций ответил: «Я христианин», а затем отказался приносить жертвы идолам. Он был немедленно подвергнут таким же ужасным пыткам, как и другие мученики, после чего ему отрубили голову.
Между тем товарищи святого Бонифация, напрасно дождавшись его в течение двух дней в гостинице, отправились на поиски своего начальника. Узнав, что он был казнен, они выкупили его останки у стражи и привезли в Рим.
Аглаида с большой честью приняла мощи Бонифация, а затем построила храм на месте его захоронения.