Отче наш: 10 вопросов о молитве

Отче наш также называют Отцом Отцом, потому что Сам Христос дал его апостолам в ответ на их просьбу: «Научи нас молиться» (Лк 11: 1). Сегодня христиане читают эту молитву каждый день по утреннему и вечернему правилам; в церквях во время литургии его поют вслух все прихожане. Но, к сожалению, часто повторяя молитву, мы не всегда понимаем, а что именно стоит за его словами?

Отче наш: 10 вопросов о молитве

Содержание
  1. «Отче наш, иже еси на Небесех»
  2. Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал?
  3. Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?
  4. Почему «на Небесах», если Церковь учит, что Бог — вездесущ?
  5. «Да святится имя Твое»
  6. Зачем специально просить об этом, если Бог и так всегда свят?
  7. «Да приидет царствие Твое»
  8. О каком царстве идет речь? Мы просим у Бога, чтобы Он стал всемирным царем?
  9. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»
  10. Разве Бог и без такого нашего прошения не осуществляет Свою волю на земле?
  11. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
  12. Что означают слова «хлеб насущный» и «днесь»?
  13. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»
  14. Бог отпускает грехи только тем, кто сам простил своих обидчиков? А почему бы ему не простить всех вообще?
  15. «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»
  16. Разве Бог кого-нибудь искушает или вводит в искушение?
  17. Кто это такой — лукавый? Или — лукавое? Как правильно понимать это слово в контексте молитвы?

«Отче наш, иже еси на Небесех»

Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал?

Нет, поэтому мы можем называть его Создателем или Создателем. Обращение Отца предполагает четко определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны выражаться, прежде всего, в подобии Отца. Бог есть Любовь, поэтому вся наша жизнь должна также стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, тогда мы рискуем уподобиться тем, о которых Иисус Христос сказал: ваш отец — дьявол; и вы хотите исполнять волю вашего отца (Иоанна 8:44). Ветхозаветные евреи потеряли право называть Бога Отцом. Пророк Иеремия говорит об этом с горечью: И я сказал: .. вы назовете меня своим отцом и не отдаляете меня. Но на самом деле, как жена предательски предает своего друга, так и вы, дом Израилев, предали Меня, говорит Господь… Возвращайтесь, непокорные дети: Я исцелю ваше непослушание (Иер 3,20–22). Однако возвращение мятежных сыновей произошло только с пришествием Христа. Через него Бог снова принял всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.

Святой Кирилл Александрийский: «Только сам Бог может позволить людям называть Бога Отцом. Он дал это право людям, сделав их дочерьми Бога. И хотя они отвернулись от него и были в крайнем гневе против него, он даровал забвение обид и причастие благодати».

Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?

Самое главное и самое личное для христианина — это любовь к другим. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не только для себя, но и для всех людей, живущих на Земле.

Святой Иоанн Златоуст: «… Он не говорит: Отец Мой, ты на небесах», но — Отче наш, и поэтому он повелевает возносить молитвы за все человечество и никогда не думать о наших благах, но всегда искать блага нашего соседа. И таким образом он уничтожает вражду, и гордость разрушает, и зависть разрушает и вводит любовь, мать всего хорошего; он уничтожает неравенство человеческих вещей и показывает полное равенство между королем и бедными, поскольку в делах самого высокого и самого необходимого мы все имеем равную долю».

Почему «на Небесах», если Церковь учит, что Бог — вездесущ?

Бог действительно вездесущ. Но человек всегда находится в определенном месте, а не только в своем теле. Наши мысли всегда имеют определенное направление. Упоминание Неба в молитве помогает отвлечь наш разум от земного и направить его к небесному.

Св. Иоанн Златоуст: «Когда он говорит на небесах», это слово не охватывает Бога на небесах, но отвлекает молящихся с земли».

«Да святится имя Твое»

Зачем специально просить об этом, если Бог и так всегда свят?

Да, Бог всегда свят, но мы сами далеко не всегда святы, даже если называем Его Отцом. Но разве дети не могут быть подобны Отцу? «Да святится имя Твое» — это просьба к Богу помочь нам жить праведно, то есть так, чтобы Его имя было освящено на протяжении всей нашей жизни.

Святой Иоанн Златоуст: «Быть ​​святым — значит прославляться. У Бога своя слава, полная величия и никогда не изменявшаяся. Но Спаситель повелевает молящимся просить прославить Бога нашей жизнью. Ранее он сказал об этом: Да светит свет ваш пред людьми, дабы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матфея 5:16)… Даруй нас, — так сказать, Спаситель учит нас молиться, — жить так чисто, чтобы через нас все прославляли тебя».

«Да приидет царствие Твое»

О каком царстве идет речь? Мы просим у Бога, чтобы Он стал всемирным царем?

Царство Божие — слова, которые здесь означают одновременно два понятия:

  1. Состояние мира, обновленное после конца мира и Страшного суда, в котором будут жить люди, преображенные благодатью, которые унаследуют это Царство.
  2. Состояние человека, который, исполняя заповеди Евангелия, преодолел действие страстей и для этого дал делу благодать Святого Духа, которую каждый христианин получает в таинстве крещения.

Святой Феофан Затворник: «Это Царство — будущее Царство Небесное, которое откроется после конца мира и страшного суда Божия. Но чтобы искренне желать этого царства, мы должны быть уверены, что мы будьте вознаграждены вместе с теми, кому будет сказано: благословение Отца Моего придет, наследуйте Царство, уготованное вам складыванием мира (Мф 25:34). Этого достоин тот, в котором в течение этого натюрморта подавлено царство греха, страстей и дьявола. Подавление этого царства осуществляется действием благодати через веру в Господа Спасителя. Всякий верующий предается Господу, обещая ему жить святой и непорочной. По этой причине в Таинстве Крещения ему дается благодать Святого Духа, Который оживляет его к новой жизни; с этого момента в нем больше не грех, а благодать, научающая его всякому добру и укрепляющая его в этом. Это Царство благодати, о котором Господь сказал: Царство Божье внутри вас. Будущее царство — это царство славы, а это духовное царство, царство благодати. Молитва «Отче наш» охватывает оба царства вместе. В противном случае те, кто желают скорейшего прихода будущего царства, но не стали детьми царства благодати, захотят, чтобы конец света наступил как можно скорее и Страшный суд, который неизбежно закончится сторона тех, кто будет услышан .: сними с Меня проклятие в вечном огне, приготовленное для дьявола и его агрессии».

«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

Разве Бог и без такого нашего прошения не осуществляет Свою волю на земле?

Воля Бога осуществляется на земле не только через Его прямое действие, но и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, то мы исполняем волю Бога, иначе она останется невыполненной там, где мы ее не исполнили. А потом — через нас — в мир входит зло. Поэтому словами вашей воли мы просим Бога спасти нас от этого несчастья и направить нашу жизнь на исполнение Его доброй воли.

Блаженный Августин: «Да будет воля твоя, как на небе и на земле. Ангелы служат вам на небесах, мы также можем служить вам на земле. Ангелы на небесах не оскорбляют вас, но мы также не оскорбляем вас на земле, как они исполняют вашу волю; так что да, мы тоже творим. — А здесь мы молимся, если не пощады к нам? Потому что тогда в нас есть воля Бога, когда мы это делаем; и вот что значит быть добрым».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Что означают слова «хлеб насущный» и «днесь»?

«Существенный» означает существенный для нашего существования; «Сегодня» означает сегодня. Итак, это петиция о том, что нам сейчас нужно больше всего, на сегодня. Святые отцы здесь понимали слово «хлеб» в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб, подобный Евхаристии.

Святой Симеон Фессалоникийский: «Даже если мы просим небесного, мы смертны, и, как люди, мы просим хлеба для поддержания нашего существа, зная, что он тоже от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим лишнего, а только того, что необходимо в настоящем, так как мы научились не беспокоиться даже о завтрашнем дне, потому что вы держите нас в настоящем, о вас позаботятся завтра и навсегда.

Но дай нам сегодня наш другой хлеб насущный: хлеб небесный живой, самое святое тело живого Слова. Это наш хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и это не его яд, у которого нет живота в себе, но его ядовитый яд будет жить вечно (Иоанна 6,51–54)».

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

Бог отпускает грехи только тем, кто сам простил своих обидчиков? А почему бы ему не простить всех вообще?

Обида и месть не присущи Богу. В любой момент он готов принять и простить любого, кто обращается к Нему. Но прощение грехов возможно только тогда, когда человек отрекся от греха, увидел всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за проблемы, которые грех внес в его жизнь и в жизни других людей. А прощение виноватых — прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все равно не выполняем ее, значит, мы грешим, и этот грех настолько приятен и важен для нас, что мы не хотим отказываться от него даже ради заповеди Христовой. Невозможно войти в Царство Божье с такой ношей на душе. Только это вина не Бога, а нас самих.

Св. Иоанн Златоуст: «Это отпущение грехов изначально зависит от нас, и приговор, вынесенный нам, находится в нашей власти. Для того, чтобы ни у кого из неразумных, осужденных за большое или малое преступление, не было оснований жаловаться на приговор, Спаситель делает вас, наиболее виноватым, судить о себе и как бы говорит: какой приговор вы сами произнесу тот же приговор, и я буду говорить о вас; если ты простишь брата, то получишь от Меня такое же благо».

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

Разве Бог кого-нибудь искушает или вводит в искушение?

Бог, конечно, никого не искушает. Но без его помощи мы не сможем преодолеть искушения. Если мы, получив эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно без Него, тогда Бог отнимет у нас Свою благодать. Но он делает это не из мести, а потому, что мы можем убедить нас на горьком опыте нашего бессилия перед лицом греха и снова обратиться к Нему за помощью.

Святой Тихон Задонский: «Этим словом:« Не введи нас в искушение »молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своей благодатью от искушений мира, плоти и диавола. И даже если мы впадаем в искушения, мы просим вас не позволять себе быть побежденными ими, но помочь нам преодолеть и преодолеть их. Это показывает, что без Божьей помощи мы бессильны и слабы. Если бы мы сами могли противостоять искушению, нам бы не велели просить о помощи в этом. Мы учимся, как только почувствуем, что искушение приближается к нам, немедленно молиться Богу и просить Его о помощи. Из этого мы учимся полагаться не на себя и на свои силы, а на Бога».

Кто это такой — лукавый? Или — лукавое? Как правильно понимать это слово в контексте молитвы?

Слово «хитрый» противоположно значению слова «прямой». Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое пушкинское Лукоморье — все это слова, относящиеся к слову лукавый в том смысле, что они означают некую кривизну, нечто косвенное, кривизну. В «Отче наш» дьявол назван лукавым, который изначально был создан светлым ангелом, но, отвернувшись от Бога, исказил саму свою природу, исказил свои естественные движения. Любые его действия также были искажены, то есть хитрые, косвенные и неправильные.

Св. Иоанн Златоуст: «Христос призывает сюда злого дьявола, приказывая нам вести с ним непримиримую войну и показывая, что это не по природе. Зло зависит не от природы, а от свободы. И то, что преимущественно называют злым дьяволом, происходит из-за необычайного множества зла, которое находится в нем, и из-за того, что он, не будучи оскорбленным ничем с нашей стороны, ведет против нас непримиримую битву. Поэтому Спаситель не сказал: «Гизбав нас от лукавых, но: от дьявола», и поэтому учит нас никогда не гневаться на наших ближних за оскорбления, которые мы иногда от них страдаем, но обращать всю нашу вражду против дьявол, как виновник всякой злобы».

Поделиться с друзьями
Екатерина

Мне 38 лет. Выпускница факультета журналистики СПбГУ. Счастлива в браке больше 15 лет, мама двоих сыновей. Как и любой журналист я научена погружаться в тему и рассматривать её со всех сторон, искать достоверные источники и проверенные факты. Имея христианское воспитание мне захотелось подробно освятить тему православного поста. Надеюсь многим верующим блог послужит вдохновением, а те, кто давно пытается разобраться «зачем» и «почему» смогут найти свои ответы!

Оцените автора
Добавить комментарий