Мы знаем Рождество Спасителя и связанные с ним события от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов разные, но удивительным образом дополняют друг друга.
Событие праздника Рождества Христова
Маттео говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел развеял смущение Джузеппе Промесси Спози, узнавшего о беременности Девы Марии; как волхвы пришли поклониться новорожденному младенцу. Лука начинает с явления Ангела самой Деве Марии: Ты обрела благодать от Бога, — объявил ей Ангел, — и вот, ты зачнешь в утробе твоей, родишь Сына и назовешь его имя: Иисус Он будет великим и будет называться Сыном Всевышнего .. и его Царству не будет конца (Лк 1, 30–33). Более того, евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества:… Цезарь Август приказал провести перепись по всей земле… И каждый пошел регистрироваться, каждый в своем городе. Иосиф также отправился из Галилеи .. в город Давида, называемый Вифлеем .. чтобы записаться с Марией, своей невестой, которая была беременна. Когда они были там, ей пора было рожать; И она родила своему первенцу Сына, завернула его в пеленки и положила в яслях, потому что им не было места в ночлежке (Лк 2: 1–7).
Младенец Христос в кроватке
Суть праздника Рождества Христова
Рождество Христово — событие, не входящее в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий собой все сотворенное пространство и в то же время не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из персонажей истории человечества!
Сын Божий, никогда не перестававший быть Богом ни на мгновение, тоже стал Человеком — раз и навсегда! Первый: плод в утробе Девы Марии; затем беспомощный ребенок, рожденный из-за отсутствия чего-либо лучшего в загоне для скота; и наконец — странствующий проповедник, вынужденный терпеть все ограничения и трудности обычной земной жизни, испытывающий голод и жажду, страдающий от холода и жары, болезни и недосыпания, не имеющий места для отдыха начальнику…
Бог становится человеком. За что? Чтобы человек исполнил свое предназначение; снова иметь возможность говорить с Богом «лицом к лицу», как когда-то делал Адам; стать ясным образом и подобием Бога.
В Слове о воплощении Бога-Слова святой Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было другого пути спасти падшее человечество. Люди, которых он создал для вечной жизни, были одержимы смертью; «Человеческий род развратился .. и работа, совершенная Богом, погибла». Человек погиб, потому что нарушил заповедь Бога не есть от дерева познания добра и зла. И Бог уже не мог отменить эту заповедь a posteriori: тогда он вступил бы в конфликт с самим собой. Не было смысла ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простит им, но покаяние не вернет им бессмертие: ведь сколько грехов уже совершено…
Было обнаружено, по словам св. Афанасия, «что-то .. несоответствующее ничему и в то же время неприличное».
Поэтому, говорит он, «бестелесное, нетленное, нематериальное Слово Божье входит на нашу территорию» и «принимает на себя тело и тело, которое не чуждо нашему», так что, выполняя его заповедь, они могут пострадать и умереть, как человек, и тогда Бог воскресит силой и уничтожит смерть в людях, «как солому с огнем».
Короче говоря, Рождество Христово было первым шагом, сделанным Богом, чтобы спасти свое творение от греха и его неизбежных последствий смерти.
Тропарь Рождеству Христову:
Ваше Рождество, Христос, Бог наш, свет разума восходит в мир, в нем я учусь кланяться звездам, которые служат звездой, Солнцу справедливости и вести вас с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Перевести на русский язык:
Ваше Рождество, Христос, наш Бог, озарило мир светом знания, потому что через него те, кто служат звездами, были научены поклоняться вам, Солнцу праведности, и узнавать вас с высоты восходящего светила. Господи, слава Тебе!
1. Младенец Христос в яслях — пещера с яслями (яслями). Рядом с Христом изображены бык и осел: вол, по толкованию многих святых отцов, — символ евреев, живущих по закону, а осел — символ язычников, которые свои закон (Рим. 2:14) Христос пришел спасти и тех, и других.
2. В центре иконы — Богоматерь, лежащая на ложе: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным (как некоторые утверждали); Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Малиновый цвет ложа Девы Марии — знак ее королевского достоинства. Богородица происходила из семьи царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откровение 19:16). Изображая Богородицу, удаляющуюся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что Младенец, во-первых, принадлежит не ей, а всему миру (Кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот мой брат, сестра и мать (Мф 12:50))… А во-вторых, да услышит сама Богородица молитвы всех людей, да будет она первым ходатаем и заступником за всех нуждающихся и скорбящих.
3. Верно Иосиф, смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старое платье из козьих шкурок: это аллегорический образ сомнений Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, который явился Иосифу во сне и объявил: Младенец от Святого Духа .. вы назовете его Иисусом, потому что он спасет свой народ от их грехов (Мф 1,20–21).
4. «Лаванда младенца Иисуса» — еще одна сюжетная линия, призванная подчеркнуть реальность воплощения. Он заимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», в котором рассказывается, как Иосиф, увидев приближение часа рождения Марии, побежал позвать акушерку, и она пригласила Саломею помочь ей. Эти две женщины стали, согласно апокрифу, непосредственными свидетелями чуда.
5. Пастухи — стали первыми свидетелями Рождества Христова. Они были в поле, когда внезапно им явился Ангел Господень и возвестил о великой радости, которая будет для всех людей: ибо ныне Спаситель, Который есть Христос Господь, родился там в городе Давидовом (Луки 2,8–11). Пастухи вошли в пещеру, где обычно зимовали их стада, и своими глазами увидели Христа.
6. Сонмы ангелов — В ночь Рождества глаза изумленных пастырей увидели множество небесных воинств, восхваляющих Бога и кричащих: Слава Богу на высших небесах и мир на земле, добрая воля в людях! (Луки 2: 13–14). Один из ангелов склоняется над пастухами, призывая их присоединиться к песне хвалы. Это иллюстрация строки «Ангелы с хвалой пастырей» из Рождественского кондака — церковного песнопения, раскрывающего значение праздника.
7. Звездный луч: Рождение Спасителя сопровождалось появлением яркой звезды в восточной части неба. На иконе звездным лучом обозначены ясли с младенцем Иисусом. Звезда показала волхвам путь в Вифлеем, а затем остановилась на том месте, где был Младенец (Мф 2,9). Ориген считал Вифлеемскую звезду истинным небесным объектом, Иоанн Златоуст — разумной ангельской силой. А известный немецкий математик и астроном 17 века Иоганн Кеплер подсчитал, что в 748 году от основания Рима, как раз во время Рождества Христова, произошел «парад планет» — сближение небосводов Юпитера, Марса и Сатурна в определенный момент… “Конечно, звезда, которая указала путь волхвам из Иерусалима в Вифлеем, а затем достигла сотни выше, где находился Отрох (гора 2,9), больше не была настоящей звездой или планеты, но совершенно особенное чудодейственное явление », — замечает архиепископ Аверкий (Таушев).
8. Волхвы — о культе Христа-Младенца волхвов — мудрецов, пришедших с Востока, вероятно, из Персии, — говорит евангелист Матфей. Волхвы традиционно изображены на иконе Рождества, но на самом деле они прибыли в Вифлеем только через год или два после рождения Иисуса Христа. Это ясно из слов Евангелия, что иудейский царь Ирод, желая устранить Христа как своего будущего соперника, приказал солдатам уничтожить в Вифлееме всех детей в возрасте двух лет и младше, в зависимости от времени, которое он узнал от волхвов (Мф. 2:16). Волхвы — символ языческих знаний, склонившие голову перед истинным Богом, принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царь, ладан — как Священник, а мирра — ароматное вещество для помазания мертвых — как Человек, который должен умереть, объясняют святые отцы.
9. Поклонение ангелам — на иконе Андрея Рублева изображен сюжет, развивавшийся вокруг четырнадцатого века: поклонение ангелов рожденному Спасителю. По Евангелию к Младенцу Иисусу ходили только пастыри и волхвы. Но иконописцы иногда изображали ангелов с покрытыми тканью руками вместо них. Это намек на память о рождественских событиях в самом начале Божественной литургии, на проскомидию, когда священник поминает живых и умерших членов Церкви, извлекает из просфоры по кусочку и кладет их вокруг главной — Агнец — просфора (должна стать Тело Христово), затем накрыть эту просфору специальной тканевой крышкой — покровителем.
4 интересных факта о празднике:
1.
Интересное — но неясно, насколько достоверно — описание Рождества Христова содержит так называемый Протоевангелий Иакова — памятник раннехристианской письменности, созданный не позднее начала третьего века и не включенный Церковью в каноне Священного Писания. «Я .. ходил и не двигался», — говорит автор от имени Джузеппе Промесси Спози. — И он посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, он посмотрел на небосвод и увидел, что он остановился и птицы небесные остановились в полете… И я увидел овец, которых вели, но стояли. И пастырь поднял руку, чтобы прогнать их, но рука оставалась поднятой. И он посмотрел на реку и увидел, что козы прикоснулись к воде, но не пили, и в этот момент все остановилось ». Когда Иосиф подошел к пещере, он увидел сияющее облако у ее входа, а затем свет засиял в пещере пещера, невыносимая глазу, и появился Младенец.
2.
Традиция подсчета лет от Рождества Христова восходит к 525 году, когда Папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую таблицу для расчета дней Пасхи. В то время отсчитывались годы с начала правления римского императора Диоклетиана (284 г.), одного из самых жестоких гонителей христиан. У Папы естественно возникло желание заменить эту дату другой — тогда за отправную точку было решено взять Рождество Христово. Правда, Дионисий немного ошибся и назначил дату Рождества с опозданием на пять или шесть лет: из Евангелия мы знаем, что Спаситель родился, когда Иудеей правил Ирод Великий, а из исторических источников — что Ирод умер в 4 г. BC NS.
В западном мире система хронологии Рождества Христова (Anno Domini, AD) стала общепринятой в 8 веке, когда британский монах, теолог и историк Беда Достопочтенный начал использовать ее в своих трудах. В России его ввел в обиход Петр I — с января 1700 года.
В наше время принято считать годы от начала «нашей эры» (т.е от Рождества Христова) во всех странах мира.
3.
7 января (25 декабря по старому стилю) условная дата Рождества Христова. Очевидно, он был установлен просто потому, что это было 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, когда ночь перестает удлиняться и начинается день. Сегодня день зимнего солнцестояния перенесен на 21–22 декабря.
Предполагается, что традиция празднования Рождества 25 декабря родилась в противоречии с языческой традицией празднования «дня рождения непобедимого солнца», введенной римским императором Аврелианом в третьем веке.
В какой именно день родился Спаситель, мы не знаем: во время Его земной жизни праздновать дни рождения не было принято. Недаром Церковь не отождествляла праздник Рождества Христова до четвертого века, но несколько дней подряд праздновала Богоявление — явление Бога в мире, вспоминая в эти дни рождение Богородицы. Христос, и его обрезание, и культ волхвов, и крещение Христа в Иордане.
В России Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря, потому что Русская православная церковь не приняла перехода к «новому стилю» — григорианскому календарю, введенному Советской Россией в феврале 1918 года после Европы. Сейчас григорианский календарь на 13 дней «опережает» юлианский календарь (его придерживается Церковь), а к 2100 году разница будет уже в 14 дней, так что Рождество уже выпадет на 8 января.
4.
Традиция ставить и украшать елку в домах пришла в Россию из Европы и зародилась в земле Эльзас (ныне северо-восточная провинция Франции) примерно в начале 17 века. Ель символизировала Эдемское древо жизни, доступ к которому человек потерял после изгнания с небес, но вновь обрел благодаря Христу. На дереве были увешаны яблоки, имбирные пряники и другие сладости — это должно было означать сладость небесной жизни.
В России елку познакомил Петр I, который много путешествовал по Европе. Он издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, все должны украшать елки. Однако этот обычай прижился не сразу: до середины 19 века рождественские елки в России на Рождество были в основном в домах немцев.