Светлое Христово Воскресение

Что такое Пасха? Пасха — главный праздник всего литургического года, смысловой центр православного календаря. Пасха — праздник Воскресения Христова.

Это непрерывный праздник, его дата меняется из года в год и зависит от лунно-солнечного календаря. Праздник не принадлежит к двенадцати двенадцати праздникам, но стоит, так сказать, выше их круга, потому что его значение действительно уникально.

Светлое воскресение Христа

На Пасху мы вспоминаем события, описанные в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. В четырех Евангелиях рассказывается о днях Страстной недели и Воскресения Христова.

В пятницу Страстной недели — Страстную, или Великую, пятницу — Спаситель был распят на кресте. Ученики похоронили Его в пещере — пещере, которая находилась недалеко от Голгофы, горы, где проводились казни — распятия.

В ночь с субботы на воскресенье, то есть в канун Пасхи, Мария Магдалина и две другие женщины пришли в пещеру, чтобы омыть и помазать тело казненного Христа фимиамом. Этих женщин в Церкви называют Жёнами-мироносицами.

Посвященные Господу ученики обнаружили, что камень, закрывающий вход в пещеру, отвалили, а сам гроб был пуст. Им явились два ангела и возвестили о воскресении Христа: «Когда они были озадачены этим, внезапно перед ними предстали два человека в великолепных одеждах. И когда они испугались и склонили лица свои до земли, они сказали им: что вы ищете живого среди мертвых? “(Луки 24: 4–5).

Воскресение Христа — смысловой центр всего христианства. Апостол Павел написал в первом письме к коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, значит, Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то наша проповедь тщетна, и вера ваша тщетна »(1 Кор. 15: 13–14).

Что значит слово «Пасха»

Слово «Пасха» дословно переводится как «отрывок, отрывок, освобождение». На иврите Песах: פסח (Песах) Греческий: πάσχα. На латыни: Пасха.

Праздник Воскресения Христова был назван «Пасхой» от еврейского праздника Пасхи. Еврейская пасха посвящена исходу израильтян из Египта и их освобождению из рабства. Эти события описаны в Ветхом Завете.

Почему христиане назвали еврейский праздник? Дело в том, что события Страстной недели — предательство Иуды, арест Христа, страсти Христовы и распятие — произошли накануне Пасхи. А воскресение Христа наступает в пасхальную ночь.

Как рассчитывается дата Пасхи

Есть специальный термин: «Пасха». Это система расчета даты православной Пасхи.

Относительно даты Пасхи существует указ Первого Вселенского Собора, проведенного Церковью в 325 году в городе Никее. Он гласит: Православная Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия. Это правило применяется только в том случае, если это воскресенье выпадает на день ПОСЛЕ Пасхи. Если воскресенье приходится на день ПЕРЕД Пасхой, Православная Пасха празднуется в первое воскресенье после пасхального дня.

Оказывается, дата празднования Пасхи находится в диапазоне с 4 апреля по 8 мая по новому стилю.

Пасхальное приветствие — христосование

Пасхальное приветствие — крещение — обычай, восходящий к апостолам. «Приветствуйте друг друга поцелуем святым», — писал апостол Павел в своем письме к римлянам (Рим. 16:16).

Радоваться — значит приветствовать друг друга словами: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!», При этом трижды целуются в щеки.

Так приветствуют верующие начиная с пасхальной ночи и еще сорок дней — до окончания праздника Пасхи, праздника Вознесения Господня. В пасхальную ночь христианство происходит в конце пасхального утра. Сначала духовенство у алтаря поздравляет друг друга с воскресением Христа. Затем они выходят из жертвенника с крестом, Евангелием и иконами, встают перед царскими вратами лицом к верующим в церкви. Прихожане целуют Евангелие, крест и иконы и крестятся между собой.

Это приветствие является выражением ликования, радости от известия о воскресении Спасителя.

Светлое воскресение Христа

«Христос воскресе!» на иностранных языках

украинец: Христос воскрес!

белорус: Христос уваскрос!

греческий: Χριστος Aνεστη!

грузинский: ქრისტე აღსდგა!

сербский: Christ Vaskrse!

болгарский: Христос воскрес!

хорватский: Христос воскресе!

польский: Chrys­tus Zmartwychwstał!

румынский: Hris­tos a înviat!

эстонский: Kris­tus on sur­nuist ülestõusnud!

литовский: Kris­tus prisikėlė!

латышский: Kris­tus Augšāmcēlies!

английский: Христос воскрес!

ирландский: Tá Críost éirithe!

французский: Le Christ est ressus­cité!
испанский: ¡Cristo ha resucitado!

португальский: Cristo resuscitou!

английский: Христос воскрес!

немец: Chris­tus ist auferstanden!

голландец: Кристус опгестан!

датский: Kris­tus er opstanden!

норвежский: Kris­tus er oppstanden!

шведский: Kris­tus är uppstånden!

финский: Kris­tus nousi kuolleista!

словенский: Kris­tus je vstal!

македонский: Христос воскрес!

венгерский: Krisz­tus feelámadt!

чешский: Kris­tus vstal z mrtvých!

словацкий: Chris­tos vstal z màtvych!

албанский: Krishti u ngjall!

арабский: Аль-Масих-Кам!

Кореец: Кристо Гессо!

История празднования Пасхи

Светлое воскресение Христа

После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло на пятидесятый день после Пасхи, последователи Христа впервые начали совершать особую службу — литургию. На литургии совершалось Таинство Таинства, установленное Самим Христом на Тайной Вечере. Литургии совершались именно по примеру Тайной вечери.

В первые века христианства Пасху праздновали каждую неделю. В пятницу христиане постились и вспомнили крестные страдания Спасителя. В воскресенье радовались и прославляли воскресшего Христа. Весной, во время пасхального периода, Пасха была особенно торжественной, потому что именно на Пасху произошло распятие и воскресение Христа.

Во втором веке во всех церквях праздник становится ежегодным. Вначале было как бы две Пасхи: «Крестная Пасха» и «Пасхальное воскресенье». Страдания и смерть Христа отмечались особым постом, называемым «Крестная Пасха». Он совпал с Пасхой и постился до поздней ночи с субботы на воскресенье. Воскресенье праздновалось радостной Пасхой, или «Пасхальным воскресеньем», то есть Воскресения Христова.

Император Константин Великий поставил вопрос об общем празднике Пасхи для всех христиан. В 325 году он созвал епископов в город Никею в Малой Азии. Теперь мы называем это Первым Вселенским собором. Епископы решили согласовать день празднования Пасхи между христианскими общинами разных стран. Воскресение Христово было решено отмечать строго после Пасхи и обязательно в воскресенье. Воскресенье после первого весеннего полнолуния было выбрано днем ​​христианской Пасхи.

Сначала Восточные церкви и Рим праздновали Пасху в один и тот же день, назначая дату вместе. Затем общение между ними было прервано, Восток и Рим стали праздновать Пасху, каждый по своему расчету, часто в разные дни.

Само слово «Пасха» принято обозначать праздник Воскресения Христова в пятом веке. Постепенно Пасха приобрела наибольшее значение среди христианских праздников, ее стали называть «праздниками».

Особенности богослужения Пасхи

Пасхальное богослужение — самое торжественное в году. Начинается незадолго до полуночи. Услуга до 12 часов называется Mid­night Office. По ней священник и диакон выходят к Плащанице — большой тарелке трани, на которой вышита или нарисована икона, изображающая Спасителя в гробнице. Воспевая молитвы, воскуряют благовония вокруг Плащаницы, поднимают ее и несут к алтарю. Там они помещены на Святой Престол, где Плащаница остается до праздника Вознесения Господня, который проходит через 40 дней после Воскресения.

Незадолго до полуночи начинается пасхальная утреня (или утреня). Из-за закрытых царских дверей начинает звучать стихира (разновидность текста церковного гимна): «Воскресение Твое, Христос Спаситель, ангелы поют на небесах и на земле восхваляют нас чистым сердцем».

Затем открываются царские врата, и духовенство в ярких одеждах вместе с прихожанами выходит из церкви и крестным ходом обходит ее. Впереди несут крест, Евангелие, иконы, знамена (знамена с изображениями Христа или святых, прикрепленных к посоху). Каждый верующий держит в руке свечу или лампаду. Все поют: «Воскресение Твое, Христос Спаситель, ангелы поют на небе и на земле чистым сердцем восхваляют нас». Шествие сопровождается особым звуком пасхального колокола.

После осмотра храма процессия останавливается у закрытых западных ворот храма. Эти двери символизируют врата Гроба Господня. Звонят колокола, и священник первым провозглашает благую весть: «Христос воскрес из мертвых, попирая смерть смертью и давая жизнь находящимся в гробницах». Духовенство и все верующие повторяют эту песню трижды. Затем священник поет стихи пророчества царя Давида: «Боже, восстань и развей его…». В каждом стихе люди повторяют: «Христос воскрес из мертвых…»

Двери открываются, и верующие входят в освещенный храм, как однажды мироносные жены вошли в могилу Господа и увидели, что Спасителя там нет, что Он воскрес из мертвых.

Еще одно пасхальное утро — песня каноника св. Иоанна Дамаскина. Во время пения канона священнослужители ходят по храму, курят ладан и провозглашают: «Христос воскресе!» На что прихожане отзываются эхом: «Воистину воскрес!»

Утро заканчивается словами: «Обнимемся, братцы! а тем, кто нас ненавидит, мы простим всех через воскресение ». И все, сначала духовенство у алтаря, потом верующие в церкви, начинают креститься, то есть трижды целоваться и приветствовать друг друга радостными словами «Христос воскрес!» — “Он воистину воскрес!»

Затем в церкви оглашенные на Пасху читаются святым Иоанном Златоустом. В нем есть слова, которые полностью выражают победу Христа над смертью: «Где твоя смерть, жало? Где твоя, черт возьми, победа? Христос воскрес, и вы низвергнуты. Христос воскрес, и демоны пали. Христос воскрес, и ангелы радуются. Христос воскрес и живет в жизни».

После утрени совершаются часы и литургия с открытыми царскими вратами. Они будут открыты в течение всей светлой недели как знак того, что Христос навсегда открыл двери Царства Небесного для всех христиан.

Часы Святой Пасхи — это молитвы, заменяющие обычные молитвы перед литургией в пасхальную неделю.

Крестный ход на Пасху

Пасхальный крестный ход — это радостное шествие вокруг церкви, которое происходит в ночь Великой Субботы на Воскресение Христово.

Пасхальная утреня начинается незадолго до полуночи. Из-за закрытых царских дверей звучит стихира (разновидность гимнологического текста церкви): «Воскресение Твое, Христос Спаситель, ангелы поют на небесах и на земле восхваляют нас чистым сердцем».

Затем открываются царские врата, и духовенство вместе с прихожанами покидают храм и обходят его крестным ходом. Впереди большой напрестольный крест, запрестольный образ Богоматери, Евангелие, другие иконы, знамена (хоругви с изображениями Христа или святых, прикрепленных к жезлу). Каждый верующий держит в руке свечу или лампаду. Все поют: «Воскресение Твое, Христос Спаситель, ангелы поют на небе и на земле чистым сердцем восхваляют нас». Шествие сопровождается особым звуком пасхального колокола.

Процессия останавливается у закрытых западных дверей храма. Эти двери символизируют врата Гроба Господня. Колокола молчат, и священник провозглашает: «Христос воскрес из мертвых, попирает смерть смертью и оживляет находящихся в гробнице». Духовенство и все верующие повторяют эту песню трижды. Затем священник поет стихи пророчества царя Давида: «Боже, восстань и развей его…». В каждом стихе люди повторяют: «Христос воскрес из мертвых…»

Двери храма открываются, и верующие входят в освещенный храм, как однажды мироносные жены вошли в гроб Господа и увидели, что Спасителя там нет, что Он воскрес из мертвых.

Пасхальный колокольный звон

Звонок в колокол на Пасху торжественный, радостный. С начала века колокольни вложили в это все свое мастерство и душу. У пасхального колокола есть особое название: «кольцо». Это самый сложный из типов звонков, названный так потому, что он состоит из трех частей с небольшой паузой между ними.

Светлая неделя — неделя после Пасхи — также называется Белорусской неделей, потому что в эти семь дней каждый может подняться на колокольню и попробовать свои силы в искусстве звонить в колокола.

Тропарь Пасхи

Тропарь — короткая песня, которая выражает значение православного праздника.

Пасхальный тропарь на церковнославянском языке:

Христос воскрес из мертвых, смерть исправлена, и жизнь дана тем, кто находится в гробницах.

Переведено на русский язык:

Христос воскрес из мертвых, поразив смерть (Своей) смертью и дал жизнь тем, кто был в могилах.

  1. Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста

Слова провозглашения святого Иоанна Златоуста слышны во всех православных храмах на Пасхальной заутрени после верного поцелуя, поздравляя их со светлым праздником Пасхи — Воскресением Христовым.

«Диктор» исторически означает наставление тех, кто хочет креститься в вере. Дело в том, что в древности крестили в Церковь в Великую Субботу, то есть незадолго до самого праздника Воскресения Христова. Традиционно в катехизисе духовенство кратко излагает основы христианского вероучения — догматы Церкви. Слово Иоанна Златоуста — самое известное из пасхальных оглашений.

Пояснительный текст слова:

Если кто-то благочестив и любит Бога, пусть он наслаждается этим добрым и сияющим триумфом.

Если кто-то является благоразумным слугой, он с радостью входит в радость своего Господа.

Если кто-то потрудится поститься, вы примете деньги сейчас.

Если кто-то ел с первого часа, возьмите на себя эту обязанность.

Если кто-то придет после третьего часа, отметьте спасибо.

Если кто-нибудь достигнет его в течение шестого часа, ничего не дайте ему знать; потому что ничего не взбито.

Если кого-то лишают даже девятого часа, он начинает без колебаний, ничего не боясь.

Если кто-то прилетает ровно и в десятый час, не бойтесь сбавлять обороты: любящий Господь приветствует последнего, так же как и первого: он отдыхает в десятом часу наступившего, как если бы делал первый час; последнего жалеет, первого радует, и дает ему, и дает ему; примите действия и поцелуйте намерение; и почитай работу, и хвалите приношение.

Даже в этом случае все входят в радость вашего Господа: и первый, и второй получают дар.

Богатство и сволочи, радуйтесь друг другу.

Умеренность и лень, чтите день.

Вы, которые постились и не постились, радуйтесь сегодня.

Еда закончена, всем наслаждайтесь.

Сытый теленок, что никто не голоден; все наслаждаются праздником веры; все принимают богатство добра.

Никто не оплакивает страдания: есть общее Царство.

Больше никто не плачет о грехах, прощение исходит из гроба вознесения.

Никто не боится смерти, мы свободны от смерти Спаса.

Уходи, Иже их спрятал.

Узники ада, сошедшие в ад.

Плачьте в ад, попробовав его мясо.

И это то, что делает Исайя, он кричит: черт, он говорит, рассердитесь, дерьмо с вашей стороны.

Тревожитесь, отмените, встревожитесь, потому что осквернение было быстрым.

Злиться, чтобы умереть.

Расстраивайтесь, потому что вы упали.

Злитесь, потому что вы свяжетесь с вами.

Довольство телом и поклонение Богу.

Радуй землю и разрушай небо.

Прият, ты видишь ежа и не видишь раковину в ежике.

Где твое жало, смерть?

Где твоя, черт возьми, победа?

Христос воскрес, и вы низвергнуты.

Христос воскрес, и демоны пали.

Христос воскрес, и ангелы радуются.

Христос воскрес и жизнь живет.

Христос воскрес, и в гробнице нет мертвого человека.

Христос больше, воскресший из мертвых, Начало мертвых было быстрым.

Ему слава и сила во веки веков. Аминь.

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина

Пасхальный канон написал преподобный Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф, который творил в VIII веке. Его Пасхальный канон сейчас — часть пасхальной утрени.

Песнь 1

Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща ясно да услышим, победную поюще.

Христос воскресе из мертвых.

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется: да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное.

Богородичны

Слава: Умерщвления предел сломила еси, вечную жизнь рождшая Христа, из гроба возсиявшаго днесь, Дево Всенепорочная, и мир просветившаго.

И ныне: Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы Богоблагодатная чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вина, восприяла еси, Богомати Всенепорочная.

Песнь 3

Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся.

Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается.

Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем.

Слава: На нетленную жизнь прихожду днесь благостию рождшагося из Тебе, Чистая, и всем концем свет облиставшаго.

И ныне: Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога Пречистая возвеличай.

Ипакои, глас 4‑й

Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены. Тецыте и миру проповедите, яко воста Господь умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Песнь 4

На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен, совершен речеся.

Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия солнце.

Богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся Божественне, яко воскресе Христос, яко Всесилен.

Слава: Создавый Адама, Твоего праотца, Чистая, зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, и озари вся божественными блистаньми воскресения.

И ныне: Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радующися, Того прославляй.

Песнь 5

Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды солнце, всем жизнь возсияюща.

Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную.

Приступим свещеноснии исходящу Христу из гроба яко Жениху, и спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную.

Слава: Просвещается божественными лучами и живоносными воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание.

И ныне: Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: отонудуже воскресшаго Тя зрящи Мати, радовашеся.

Песнь 6

Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба.

Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райские двери.

Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.

Слава: Возведеся древле держимое смертию и тлением, воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, к нетленней и присносущней жизни, Богородице Дево.

И ныне: Сниде в преисподняя земли, в ложесна Твоя, Чистая, сшедый, и вселивыйся и воплотивыйся паче ума, и воздвиже с Собою Адама, воскрес от гроба.

Кондак, глас 8‑й

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Икос

Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: О другини! приидите, вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим и возопиим: О Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. (Трижды)

Песнь 7

Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен.

Жены с миры богомудрыя вслед Тебе течаху: Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго Благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

Яко воистинну священная, и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

Слава: Умертвив Сын Твой смерть, Всенепорочная, днесь всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, един благословенный отцев Бог и препрославленный.

И ныне: Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас яко всесилен.

Песнь 8

Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки.

Приидите новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.

Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки.

Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во ипостасех естество, пресущественне и пребожественне, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки.

Слава: Прииде Тобою в мир Господь, Дево Богородице, и чрево адово расторг, смертным нам воскресение дарова: Темже благословим Его во веки.

И ныне: Всю низложив смерти державу Сын Твой, Дево, Своим воскресением, яко Бог крепкий совознесе нас и обожи: темже воспеваем Его во веки.

Песнь 9

Припев: Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца.

Ирмос: Светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рождества Твоего.

Припев: Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.

О божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века Христе, Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся.

Припев: Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего.

Ексапостиларий

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.

Стихиры Пасхи

Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба яко жениха, происходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша ангела, на камени седяща, и той провещав им сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха!

Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни глаголя: проповедите апостолом.

Слава, и ныне: Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Благодатный огонь

Чудо сошествия Благодатного огня, или Святого Света, как его еще называют, происходит каждый год в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Первые письменные упоминания о появлении Святого Света относятся к IX веку.

В Иерусалиме, в Храме Воскресения, происходит чудо. Согласно легенде, он был построен на месте горы Голгофа, где был распят Спаситель, и Гроба Господня — пещеры, в которой он был похоронен и где ангелы явились женщинам, несущим мирро, чтобы объявить о воскресении Христа. Храм был построен в 4 веке императором Константином и его матерью королевой Еленой.

Освященный огонь совершается во время особого богослужения из Кувуклии. Это часовня внутри Храма Воскресения Христова, в котором находится Гроба Господня.

В церемонии схождения Благодатного огня принимают участие представители различных поместных Православных Церквей: Иерусалимской Православной Церкви (Греческий Православный Патриархат Иерусалима), Иерусалимского Патриархата Армянской Апостольской Церкви, Коптской и Сирийской церквей. Греческий Патриарх молится на Гробе Господнем о чуде, иногда его молитва длится очень долго. Именно он передает нисходящий огонь другим патриархам, и затем огонь разносится по храму.

Православные христиане съезжаются на службу со всего мира, затаив дыхание, ждут: случится ли в этом году чудо? В руках люди держат связки связанных свечей — 33 свечи, исходя из числа земных лет Спасителя. Когда огонь горит, так называемые «ходоки» быстро разносят его по храму, от свечи до свечи. Очевидцы схождения Благодатного огня рассказывают, что первые несколько минут после того, как чудо не горит, некоторые верующие умывают им лица в знак радости приближающейся Пасхи.

Ежегодно в Храм Воскресения приезжают до 15 000 верующих. Не всем достаточно места внутри храма и многие ждут чуда у его стен. Услуга транслируется в прямом эфире по телеканалам многих стран, в том числе и России.

Есть традиция нести Благодатный огонь из Иерусалима в разные страны. В 1992 году впервые после почти 80-летнего перерыва его перевезли на российскую землю. С тех пор каждый год его прилетали из Израиля в Москву только для того, чтобы перебрасывать в города России.

Что такое артос

В православных церквях на Пасху освящают особый квасный хлеб: артос или целую просфору. Исторически сложилось так, что те, кто не мог причащаться в церкви в день воскресения Христа, могли почувствовать единство с обществом, съев этот хлеб. Артос изображает крест только с терновым венцом, но без распятого Спасителя. Это знак победы Христа над смертью.

В настоящее время артос раздают верующим в субботу светлой недели, чтобы они могли хранить его дома в течение всего года. В особых случаях его можно использовать как противоядие. Буквально с греческого языка это слово переводится как «вместо Таинства». Артос едят натощак при болезни.

Пасха в других странах

В Сербии, как и в России, был распространен обычай «христианизации»: поздравление на Пасху, когда люди трижды целовались и говорили: «Христос воскресе!» “Он воистину воскрес!” По пути дети катали яйца — у кого яичный рулет будет дальше всех.

В католических странах Европы и США сохранился обычай пасхальным утром прятать пасхальные яйца, чтобы дети, как только проснулись, начали их искать. После долгих поисков в доме и во дворе девочка нашла пасхального кролика, внутри которого спрятаны разноцветные пасхальные яйца.

Пасхальный кролик, или заяц, был символом Пасхи в Германии с 16 века. Затем традиция распространилась по всему миру. Игрушки, сладости и сувениры сделаны в виде кроликов.

Задолго до Пасхи на площадях европейских городов открываются пасхальные ярмарки. Мосты и фонтаны украшены зеленью и разноцветными яйцами. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и пасхальными кроликами.

Поделиться с друзьями
Екатерина

Мне 38 лет. Выпускница факультета журналистики СПбГУ. Счастлива в браке больше 15 лет, мама двоих сыновей. Как и любой журналист я научена погружаться в тему и рассматривать её со всех сторон, искать достоверные источники и проверенные факты. Имея христианское воспитание мне захотелось подробно освятить тему православного поста. Надеюсь многим верующим блог послужит вдохновением, а те, кто давно пытается разобраться «зачем» и «почему» смогут найти свои ответы!

Оцените автора
Добавить комментарий