Священномученик Философ Орнатский

Если нужно умереть за правду — умрем. В ночь на август 1918 года большевики вывели всех приговоренных к смертной казни к берегу Финского залива. Перед казнью философ-протоиерей, утешая приговоренных к смертной казни офицеров, которым было больше тридцати, сказал: «Неважно, пойдем к Господу. Здесь прими мое пастырское благословение и прислушайся к святым молитвам ». И, встав на колени, тихим и единообразным голосом читал молитвы об исходе своей души…

Священномученик философ Орнатский. 1860-1918 гг

***
Священномученик родился в 1860 году на кладбище Новая Йорга Новгородской губернии в семье священника Николая Орнатского. После окончания Петербургской Духовной академии в 1885 году рукоположен в священники храма в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали».

Сразу после рукоположения он стал членом Общества распространения религиозного и нравственного воспитания в духе Православной Церкви, с которым тогда была связана вся его жизнь. В 1890 г он был избран членом Совета Общества, в 1892 г. — президентом Общества — до своей мученической кончины.

При непосредственном участии отца философа в 1893 и 1895 годах была построена Троицкая церковь — примыкающее к храму здание с залом для духовных бесед и собраний Общества. Sala del­la Soci­età стал свидетелем духовных инициатив, которые оставили заметный след в церковной и общественной жизни столицы. Со временем был построен дом Компании, в котором разместились бесплатная духовная библиотека с читальным залом, воскресная и приходская школы, центральный склад книг Компании и магазин.
В 1895 г отец Философ получил нагрудный крест, в 1898 г возведен в сан протоиерея за усердную и полезную работу на посту президента Общества и за работу по строительству трех храмов Общества.

В 1903 году Общество построило здание и открыло конференц-зал на тысячу человек на Большой Охте. За это время члены Общества провели множество религиозных и просветительских бесед; в 1903 г состоялось 5 837 таких разговоров, в которых участвовало 2 миллиона двести тысяч слушателей.

Протоиерей Философ, человек широких взглядов, глубоко интересовался социальными и религиозными тенденциями в обществе. В это время стало модным обсуждать вопрос о равенстве мужчин и женщин в профессиональной сфере. Отец-философ писал: «Таким образом, Священное Евангелие, светская литература и повседневная реальность свидетельствуют о том, что источник обновления женщины является источником ее плодотворных и великих сил.

Этот источник — его верное, чистое и любящее сердце. Верующая и любящая женщина способна на великие дела, даже если маленький мир, называемый семьей, служил ареной. Пикколо… Но разве основная масса общества не создана из этих маленьких миров? И разве сила государства не зависит от целостности и прочности семьи? И поэтому каждый день и, видимо, малые дела, которые ведет женщина в семье, приобретают огромное социальное значение. Женщина — мать, воспитательница и воспитательница детей, моральный и ограничивающий принцип для мужа, хранительница мира и покоя в семейном очаге и государственный деятель. По-христиански своей собственной жизнью, согласно Евангелию, влиять на мужа, молиться за спящего и бодрствующего ребенка, учить ребенка молиться и направлять его волю в правильном направлении, сидеть у постели больного — не низшего, а высшего служению в канцеляриях и офисах или участию в научных исследованиях и улучшении человеческих отношений».

С каждым десятилетием религиозные и нравственные основы русского общества все больше и больше поколебались, и отец Философ, имея в виду свою культурную сторону, писал в 1894 году: «Смотрите: здесь христианская жизнь трепещет в самых своих основах. Религия и вера объявлены устаревшими, люди ставят человечество на место Бога и хотят заменить служение Богу служением. Духовный мир объявляется несуществующим, а хорошие и плохие Ангелы, о которых Священное Писание прямо и решительно свидетельствует, признаются только нашими представлениями о добре и зле… Есть люди, которые не признают брак как заключенную мораль союз для взаимного спасения мужа и жены и христиан, которые воспитывают детей, но превращаются в простое дело ради чувственных удовольствий и выгоды…

Пока мы спим духовно, приводя кого-то в их деревню, кого-то покупать себе, враг человечества поймал наивных в свои сети и, указав им на наши слабости, воспламенил их ненавистью к нам. Итак, мы оказываемся лицом к лицу с врагом, который через наших братьев, очарованных грехом, наносит нам раны. Мы сталкиваемся с настоящей борьбой не против плоти и крови, но против начальств, против сил, против властителей тьмы этого века, против злых духов на высотах (Еф. 6:12)».

28 июля 1910 года исполнилось двадцать пять лет священнического служения протоиерею Философу, но в этот день он решительно уклонился от каких-либо поминовений, проведя их в молитве в Саровской пустыне у мощей Сан-Серафино. В 1913 году отец Философ был назначен настоятелем Казанского собора. В августе 1917 г по его инициативе было создано Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии.

25 октября 1917 года большевики под руководством Ленина пришли к власти в Петрограде, а 31 октября в Царском Селе был зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров. Отец Философ опубликовал подробный отчет об этом убийстве в «Вестнике Церкви», пригласив всех прийти на девятый день мученической кончины, 8 ноября, в Казанский собор, где прошла поминальная служба по протоиерею. Джованни и всех погибших на внутренней войне.
Пришедшие к власти в январе 1918 г большевики попытались захватить одну из главных святынь Петрограда — Александро-Невскую лавру. 17 января в зале Общества по распространению религиозного и нравственного просвещения состоялась встреча духовенства и представителей прихода, на которой философ-протоиерей предложил организовать крестные ходы со всех храмов столицы в Александро-Невской Лавре в следующее воскресенье, что было принято и реализовано.

24 января 1918 года по благословению Патриарха Тихона философ протоиерей выступил на местной управе с подробным докладом о попытке захвата большевиками Лавры и городского шествия. Завершая свой отчет, он заключил: «Пора сказать, что грабители захватили нас и контролируют нас. Мы терпели, но сопротивляться дальше невозможно, потому что поражено Святое Святых русской души — Святая Церковь… Не надо идти на сознательное мученичество, но если нужно пострадать и даже умереть за правду , это нужно будет сделать. Крестные ходы покажут всем, что верующие собираются вместе. Духовенство должно проповедовать народу не только по праздникам, но всегда и везде, где это возможно. Каждый должен сказать, что святую веру нужно защищать, нужно кричать об этом в трамваях, в кинотеатрах, на железных дорогах… Пора духовенству присоединиться к народу. Если Лавра получила защиту, то ее защищали люди. Если мы вернем Церковь, мы сделаем это с помощью народа…»

29 июля в Петрограде состоялось внеочередное епархиальное собрание, на котором обсуждались действия, которые необходимо предпринять для защиты Церкви в связи с публикацией советскими властями циркуляра об изъятии религиозных предметов из школ. Напомнив публике о крестном ходе в защиту Александро-Невской лавры, состоявшемся в январе 1918 года, философ-протоиерей пригласил духовенство совершить еще один крестный ход по городу. Но он больше не мог этого делать.

1 августа 1918 года, накануне памяти святого пророка Илии, философа протоиерея пригласили отслужить ночное бдение на Охте, в Ильинском храме порохового завода. Вернувшись домой, он позвонил в звонок, и в дверях появились вооруженный матрос и двое красноармейцев. Моряк приказал обыскать, а затем приказал священнику пойти с ними, пообещав своей семье, что он скоро вернется.

Прихожане Казанского собора, узнав об аресте философа протоиерея, направили к властям несколько делегаций, но власти их не приняли.

После воскресной литургии на площади перед собором собралась многотысячная толпа, в основном женщины, которые с молитвами, знаменами и иконами двинулись по Невскому проспекту на Гороховую улицу, чтобы освободить отца Философа.

Делегация отделилась от толпы, которую власти на этот раз приняли и заверили, что священника скоро отпустят и что он находится в камере на Гороховой в полной безопасности, и толпа, успокоившись, разошлась. В ту же ночь отец Философ был застрелен на берегу Финского залива.

Поделиться с друзьями
Екатерина

Мне 38 лет. Выпускница факультета журналистики СПбГУ. Счастлива в браке больше 15 лет, мама двоих сыновей. Как и любой журналист я научена погружаться в тему и рассматривать её со всех сторон, искать достоверные источники и проверенные факты. Имея христианское воспитание мне захотелось подробно освятить тему православного поста. Надеюсь многим верующим блог послужит вдохновением, а те, кто давно пытается разобраться «зачем» и «почему» смогут найти свои ответы!

Оцените автора
Добавить комментарий