Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Уникальное место связано с именем святого великомученика и целителя Пантелеймона — русским монастырем, который находится за пределами России, на горе Афон. По духовному значению для верующих он является одним из главных не только на Афоне, но и среди всех православных монастырей мира.

Русский монастырь Святого Пантелеймона на Афоне

Монастырь во имя святого бога Пантелеймона был основан русскими монахами на Афоне примерно в 10–11 веках. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1016 году. Первоначально он был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и располагался в лесу на восточной стороне Священной горы. В то время монастырь назывался «Богородица» или Ксилургу (в переводе с греческого — «древоделя»), что было связано с основным занятием монахов — обработкой дерева.

Читайте такжеГде затонул Курск, сейчас стоит крест После того, как в монастыре стало увеличиваться количество жителей, его перенесли в другое место — на место древнего Салоникского монастыря. Главный храм нового монастыря был посвящен Святому Пантелеймону и населен греческими и русскими монахами. Со временем он пришел в запустение, и именно сюда был перенесен Успенский монастырь. Сохранился акт освященного собора Святой Горы Афон от 1169 г., в котором говорится о передаче монастыря святого великомученика и целителя Пантелеймона («Фессалоникийский») настоятелю Успенского монастыря с братьями на вечность использовать. С этого времени монастырь стали называть Нагорным Русиком.

С тринадцатого по пятнадцатый век монастырь Сан-Пантелеймон пережил определенный кризис. Сначала монастырь постоянно разоряли крестоносцы и морские пираты, терроризировавшие в то время весь Афон. Во-вторых, теряются связи с Россией, так как в этот период она зависит от татаро-монгольской Орды и не может сохранить свой дальний дом. Поэтому именно в этот период количество русских монахов в монастыре уменьшилось, и через некоторое время большинство жителей уже были сербами. Все это приводит к тому, что до 1489 года покровителями монастыря стали сербские князья — Неманичи, Бранковичи и другие.

В 15 веке в жизни всего Афона произошли изменения: после взятия Константинополя турками в 1453 году Святая гора попала под владычество Османской империи. Жизнь монастыря становится сложной: новые власти облагают монастырь большими налогами и конфискуют земли. В настоящее время он существует только за счет пожертвований православных князей Валахии и Молдавии, а также князей Москвы и иерархов.

После освобождения Руси от власти татаро-монголов положение монастыря святого Пантелеймона также улучшается. В 1507 году великий князь Московский Василий III стал святым покровителем (ктитором) монастыря, и число монахов, теперь уже русского происхождения, стало увеличиваться. Царь Иоанн IV Грозный с большим уважением относился к монастырю, который называл своим «первым культом».

В смутный период помощь монастырю снова прекращается и возобновляется только с присоединением к России царской семьи Романовых. Однако даже с помощью России монастырь продолжал испытывать экономические трудности. Постройки монастыря обветшали, количество жителей сокращалось. Монастырь был на грани полного разорения, тем более что турецкие власти продолжали притеснять монастырь. Дошло даже до того, что за налоговые долги монастыря монахи были заключены в тюрьму. Все это привело к тому, что в 1705 году по решению патриарха Константинопольского Гавриила III монастырь был восстановлен как русский и полностью передан России. Архимандрит Варлаам руководит хозяйством монастыря. Однако, несмотря на этот шаг, помимо помощи Священного Синода России (ежегодные выплаты, пожертвования, дары в виде дорогой утвари, богослужебных книг и т.д.), Монастырь до конца XVIII в. Испытывал трудности век.

Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Как ни старались все стороны улучшить жизнь монастыря, ситуация кардинально не изменилась. Все это способствовало тому, что в конце 18 века монахи Нагорного Русика решили переехать на новое место, а именно в прибрежную келью с церковью Вознесения Господня, которая принадлежала главному монастырю. Эта камера находилась недалеко от лодочного причала. Здесь монастырь Сан-Пантелеймон был возрожден во второй раз и стоит до сих пор. По местонахождению он получил название Прибрежный Русик.
Смена места не решила проблему. У нового монастыря тоже были трудности, до того, что внутри практически не было жителей. Встал вопрос об исключении русского монастыря из числа монастырей в Святогорске и о продаже земли другим монастырям на Афоне в счет погашения долгов.

В 1803 году Патриарх Константинопольский Каллиник V издал грамоту о восстановлении общежития в монастыре Святого Пантелеймона. Возродить жизнь в монастыре пришлось 85-летнему иеромонаху Савве, который специально поехал в Стамбул просить для этого материальные средства. Ему удалось собрать только частные пожертвования, поскольку Патриархия ему ничего не давала. Однако здесь помог сам Господь. В этот момент по молитвам святому Пантелеймону великий драгоман Порта (дипломат с особым статусом — ред.) Валашский князь Скарлат Каллимах получил исцеление от тяжелой болезни от тяжелой болезни. По его обету, после выздоровления он стал хранителем монастыря Святого Пантелеймона на горе Афон. В эти годы, а именно в 1814 году, при финансовой поддержке Каллимаха на территории монастыря был построен собор, посвященный святому Пантелеймону. В 1815 г собор освятили.

Однако в середине 19 века, после смерти старца Саввы и казни турецкими властями в Каллимахе, для монастыря снова начались тяжелые времена. В какой-то момент, в период с 1821 по 1829 год, монахи были даже вынуждены покинуть монастырь и провести девять лет в скитаниях, потому что из-за вспыхнувшей греческой революции против турецкого ига территория монастыря была оккупирована Турецкие войска. Только в 1830 году в монастырь вернулись русские монахи, хотя хозяйственное состояние монастыря было по-прежнему плачевным.

Новый этап возрождения монастыря начинается только десятилетие спустя — с 1840 года, когда к нему подошел русский инок Иоанник (Соломенцев) со многими другими монахами. Приняв схему с именем Джироламо, он начал возрождать жизнь монастыря, за что впоследствии получил прозвище «духовное обновление». Благодаря деятельности отца Иеронима в монастыре начался духовный и экономический подъем, были построены новые церкви (1846 г. — Митрофаний Воронежский, 1851 г. — Покров Пресвятой Богородицы и т.д.). В целом за годы деятельности отца Иеронима в монастыре построено и отреставрировано около 60 церквей, 19 келий и 8 усадеб. В 1850 году в монастыре св. Пантелеймона было уже около 200 монахов, 30 из которых были русскими.

В конце 19 века монастырь полностью избавился от долгов, стал оказывать материальную помощь братским монастырям и другим учреждениям на Афоне. Число монахов в монастыре превышало тысячу, из них русские составляли около 800. К 1910 году количество монахов увеличилось до 1900. В монастыре было 60 храмов, различные земельные владения, в том числе за пределами Афона (в пределах города Салоники и т.д.). Правда, эти усадьбы за пределами острова были конфискованы у монастыря правительством Греции в 1924 году.

В начале ХХ века Свято-Пантелеимонов монастырь имел свои хозяйства в разных городах России и за ее пределами: Москве, Санкт-Петербурге, Таганроге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Одессе, Сухуми, Стамбуле и Салониках. У всех этих хозяйств была своя участь. В частности, в России после революции 1917 года все они были закрыты. Однако сам монастырь Святого Пантелеймона избежал этой участи, находясь вдали от России. Так Господь спас обитель Своего святого от нечестивой власти.

Сегодня в монастыре, который остается одной из главных святынь Афона, находится более честный глава святого Пантелеймона, а также его чудотворный образ.

Поделиться с друзьями
Екатерина

Мне 38 лет. Выпускница факультета журналистики СПбГУ. Счастлива в браке больше 15 лет, мама двоих сыновей. Как и любой журналист я научена погружаться в тему и рассматривать её со всех сторон, искать достоверные источники и проверенные факты. Имея христианское воспитание мне захотелось подробно освятить тему православного поста. Надеюсь многим верующим блог послужит вдохновением, а те, кто давно пытается разобраться «зачем» и «почему» смогут найти свои ответы!

Оцените автора
Добавить комментарий