Практически все верующие знают жизнь и дела протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, в народе более известного как Иоанн Кронштадтский. Об этом необыкновенном святом написаны десятки книг и сотни статей. Многие почитают его не меньше, чем преподобный Серафим Саровский или даже святитель Николай Чудотворец, а произведения знаменитого священника навсегда вошли в сокровищницу богословской мысли. Одним словом, кронштадтского пастора любили, любили и будут любить, пока Русская Православная Церковь остается на земле.
Но в его жизни есть момент, который, кажется, проходит через наше сознание. Ни биографы отца Иоанна, ни церковные историки, ни рядовые почитатели великого святого Бога практически не обращают на него внимания. Однако без этой важной детали сложно в полной мере оценить, какой тернистый путь прошел священник.
Очень часто мы просто не замечаем, что вся земная жизнь этого священника была ярким примером того, как человек может противостоять образцу, сложившемуся в обществе. Как может христианин без внешних протестов и восстаний активно восстать против обычного, но греховного порядка вещей.
Детство и юность святого Иоанна Кронштадского
Будущий приходской священник родился 19 октября 1829 года в семье так называемого потомственного духовенства. Его отец, Илья Михайлович, был сыном священника. У других мужчин в семье также был тот или иной священный чин. Эта преемственность прослеживается в документах вплоть до последней четверти XVII века. Район, в котором прошли первые дни жизни мальчика, был тяжелым: село Сура Пинежского района Архангельской области.
Здесь, фактически, на краю света, ребенок очень рано столкнулся с нищетой, болью и убогой жизнью своих односельчан. В детстве Ваня видела много сложных обычных людей, а собственные родители не могли сводить концы с концами. Впоследствии, уже повзрослев, «став мужчиной» и зная быт большого города, с его роскошью и дерзостью, Иван остался верен опыту понимания жизни, который дал ему родное село. До конца своих дней священник всегда был на стороне обездоленных.
Начало своего образования мальчик получил от отца, который до самой смерти служил простым диаконом в приходской церкви Сурска. Диплом ему вручили с трудом, что очень огорчило обоих родителей и самого Ваню. Но в этой непростой ситуации впервые проявился огромный молитвенный дар будущего святителя Божьего. Молитва Ивана в взрослении стала особенно горячей, когда Илья Михайлович, собрав все семейные сбережения, отправил сына учиться в Архангельск приходская школа.
Однажды, получив в очередной раз плохую оценку, мальчик со слезами упал на колени перед иконами. Он долго и горячо молился. Сколько времени прошло, он не мог бы сказать, но после этого горячего обращения к Богу юный ученик стал получать все больше и больше хороших оценок и постепенно стал лучшим учеником в школе. Обучение Ванино в Архангельске закончилось тем, что его, как самого успешного выпускника, перевели в местную духовную семинарию. Иван тоже окончил с отличием, поэтому администрация единогласно решила отправить подающего надежды юношу в Петербургскую Духовную академию. Будущий отец покинул стены этого вуза в 1855 году со степенью кандидата богословия.
У молодого человека был выбор. Несмотря на существующие диспропорции, социальная система того времени позволяла талантливым людям из низов занимать хорошие позиции и даже входить в придворные круги. Наверное, Ваня мог бы устроиться поудобнее, устроившись на теплый пост где-нибудь в кабинете Синода или в инспекции одного из столичных вузов. Но Иван Сергиев был не из этого типа, он хорошо понимал, что Господь хочет от него совсем другого служения. 26-летний кандидат богословия учился нести слово Божье людям и сразу же начал искать эту возможность.
Самой заветной мечтой юноши было отправиться в дальний и опасный поход к племенам Сибири, Дальнего Востока или Крайнего Севера. И Иван тоже хотел сесть на корабль и отправиться в дальние страны, чтобы принести туда свет учения Христова. В общем то, о чем только не мечтает в молодости! Но, в отличие от многих сверстников, уроженец российской провинции сочетал в себе задор природы с глубокими христианскими убеждениями, и все его действия основывались на твердом убеждении, что нужно делать именно это, и ничего больше…
Во время учебы Иван потерял отца. Узнав о смерти родителей, он решил покинуть столицу и попросить послушания у дьякона, чтобы хоть как-то прокормить осиротевшую семью. Его мать, Феодора Власьевна, помешала ему осуществить этот план. Он убедил сына окончить академию. Затем он нашел другой выход: устроился на работу в офис и отправил все полученные деньги вдове и двум младшим сестрам. Позже, уже будучи миссионером и прославленным старейшиной империи, священник будет регулярно помогать односельчанам и даже построит каменный храм на лично собранные деньги. Но это будет позже.
Между тем он молод, полон сил и энергии. Еще во время учебы в академии Иван получил приглашение в Кронштадт и предложение местного протоиерея Константина Несвицкого жениться на его дочери Елизавете. Перед молодым человеком стояла дилемма: он хотел участвовать в дальних командировках, но ему было выделено место в пригороде Санкт-Петербурга; она хотела остаться девственницей и должна была создать семью. После некоторого колебания, приняв сложившиеся обстоятельства как волю божью, Иван согласился переехать в шумный и неспокойный портовый город, военную базу Балтийского флота. Позже священник не раз благодарил Господа за этот поворотный момент в его жизни.
Святой Иоанн: Жизнь в Кронштадте
Кронштадт был особенным местом. Как и любой морской узел, он собирал огромное количество дешевой рабочей силы — бывших фермеров и простых людей, которые в основном работали на принудительных работах в портах и доках. Но это еще одна половина проблемы: колоритности добавляло то, что из столицы в город высылали различные антиобщественные элементы, изгоняли сюда нищих и нищих. Все это накалило и без того взрывоопасную ситуацию, в которой отцу Иоанну пришлось служить более пятидесяти лет.
Даже в столице отец насмотрелся жизни низших слоев общества. Но в отличие от многих своих однокурсников — выходцев из более или менее обеспеченного происхождения — Иван Ильич не спешил без разбора осуждать бедных трудоголиков, потому что знал их проблемы не понаслышке.
Фактически, в Кронштадте он посвятил им всю свою жизнь. В свободное от службы и учебы время (отец Джованни преподавал в гимназии и школе) священник ездил в городские трущобы, где помогал обездоленным всем, чем мог: деньгами, словом, физическим трудом или ребенком уход. Он ничего не взял за свою помощь. Напротив, часто случалось, что священник возвращался домой без обуви и без шинели, потому что отдал все бедным.
Позже в одном из дневников святой Божий написал, что свое служение в Кронштадте воспринимал как миссионерское. Так осуществилась его давняя мечта проповедовать людям Христа. По собственному признанию отца Иоанна, окружавшие его бедняки в своем духовном развитии не пошли намного дальше тех самых диких племен, к которым направлялись миссии.
Он также решил проблему девственности необычным способом: как позже рассказывали соседи, он и его мать согласились жить как брат и сестра в день свадьбы, разделив все вместе, кроме брачного ложа. Однако эта деталь известна не со слов самого отца, а из воспоминаний знакомых. На публике отец Иоанн всегда подчеркивал свое семейное положение. Сложно сказать, был ли он счастлив в семейной жизни. В любом случае недовольства как жены, так и родственников, проживающих в его доме, было достаточно. И это понятно — кому нравится, когда ее муж на несколько дней уезжает из дома и отправляет почти все деньги на благотворительность, вместо того, чтобы пополнять семейный бюджет. Священник также столкнулся с недопониманием в духовных вопросах — сохранились свидетельства того, как он жаловался на то, что в его семье пренебрегают постом и молитвой.
Как будто отец Иоанн сознательно выбрал путь личного самопожертвования, путь отказа от собственного благополучия ради счастья других. И этот выбор впоследствии дал свои результаты: в начале 1870‑х о нем заговорила вся столица, а после — вся страна. Ежедневное ношение священником священнического креста без жалоб привело к тому, что он стал совестью миллионов людей. Они видели в нем образец христианина — тот самый образец, который в то время почти исчез из повседневной жизни и который можно было найти только на страницах древних жизней.
Популярность вообще большой соблазн для любого человека, но для священника она не была привлекательной. Вернее был и в принципе легко мог заболеть звездной болезнью, возомнив себя властителем человеческих душ. Однако дневники показывают, как он боролся с подобными искушениями и как настойчиво в каждой проповеди он говорил, что все, что есть у человека на земле, принадлежит не ему, а только Богу. Отцу Иоанну удалось направить свою популярность на служение всей России, а не только на благотворительность. По предложению священника государство активно занималось пропагандой трезвости, целомудрия, патриотизма и просвещения.
Собственно, это и делалось и раньше, но только кронштадтскому пастору удавалось поднимать проблемы низших слоев общества в общенациональном масштабе. Самое интересное, что защиту обездоленных священник осуществлял без призывов к беспорядкам и революциям. Такой подход удалил из отца Иоанна ощутимую часть радикальных рабочих, но старец понимал, что исправлять общество надо не кровавыми войнами и бунтами, а постепенно, год за годом, собственным примером, изменяя души окружающих его. Так поступал святой Божий: он проповедовал, писал, путешествовал по России, сочетая свое служение с высшим делом молитвы и воздержания.
Однако для многих современников подвиг священника оставался непонятным. Возвышенные богатые и знатные увидели в нем еще одну наполовину старую и наполовину духовную, к которой обращались не за советом, а ради престижа. Большинству бедняков нравилась благотворительность, которую оказывал священник, но его проповеди не всегда слушались. Для иерархии он был весьма уважаемым чудаком: казалось, что он сказал что-то правильное, но как-то не укладывался в привычные мнения и нормы. Однако было и много спасенных святым Божьим от духовной гибели, искренне ощутивших исцеляющую благодать, исходившую от кронштадтского пастыря. И отец это знал. Для них, для душ ищущих и страдающих, он нес свой тяжелый крест непостижимого, который добровольно принял в юности и понес до смерти.
Отец Иоанн скончался 20 декабря (2 января 1908 г.). Он умер таким же бедным, как пришел на эту землю — после него священник не оставил ни приказов, ни имущества. Но при этом всей своей жизнью он показал, что истинно православная страна не только строит соборы, открывает епархии или отправляет миссии к иностранцам. Православная Россия — это страна, в центре которой стоит человек. Не «гипотетический» идеал из учебников Руссо или Вольтера, а реальный конкретный житель деревни или города с его проблемами и радостями, его болью и его счастьем. Человек, с которым его отцу приходилось иметь дело каждый день, и который верно служил ему до конца своей жизни.