Таинство венчания

Общепринятый обряд современного брака, а точнее обряд благословения брака в церкви, сложился в XVI-XVII веках. До этого времени вы можете найти несколько его версий. Но база остается неизменной по сей день. Предлагаем вам ознакомиться с историей таинства брака и краткой справочной информацией: из каких частей состоит этот обряд и что они означают.
Таинство венчания

История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, и особенно из книг Ветхого Завета, брак появился на небе до падения первых людей: Адама и Евы. А брак создал сам Господь. Что касается описания брачного обряда, то оно не встречается в Ветхом Завете, но из некоторых косвенных цитат можно сделать вывод, что исторически это были два действия, разграниченные во времени: помолвка (помолвка) и, собственно, брак. Этот образец был универсальным для евреев и для всего греко-римского мира, а затем, вместе с распространением христианства по миру, он распространился и на другие страны, включая Россию.

Мы также не найдем четкого описания порядка заключения брака в Новом Завете. Однако известно, что у ранних христиан уже было такое понятие, как «церковный брак». В конце первого — начале второго века Игнатий, носитель Бога, писал в своем Послании к Поликарпу, что «вступающие в брак и вступающие в брак должны вступать в завет с согласия епископа, чтобы брак был о Боге, и не из похоти. Все во славу Божию».

При этом мужчина и женщина, однажды принявшие таинство крещения и ставшие членами христианской общины, а затем заключившие церковный брак, параллельно должны были узаконить свой союз перед светским законом. В христианской апологетической литературе, например, в Послании к Диогнету (около 200 г после Рождества Христова) говорится, что христиане «женятся, как все». В Послании Афинагора (около 180 г после Рождества Христова) говорится, что «у каждого из нас есть жена, на которой он женился по установленным нами законам с целью продолжения рода».

Обряд христианского брака начал складываться ближе к IV веку. Например, появилась традиция приглашать на свадебный банкет епископа или священника. Священник на праздниках читал дома особую молитву, освящая таким образом брак молодоженов. Разделение семейных торжеств и церковных таинств произошло позже. К этому таинству и обряду появились специальные молитвы (связное и подробное изложение любого богослужения).

Обряд венчания

Таинство венчания

Обручение (помолвка)

Вовлеченность — это независимое звание. Время можно разлучить с браком. На практике еще в 15 веке его обычно совершали вместе с венчанием. По традиции помолвку совершают не в самой церкви, а в притворе — как знак того, что супруги еще не сошлись в браке.

Порядок ранжирования следующий:

Священник достает из жертвенника Святой Крест и Евангелие.

Затем он благословляет (крестит) жениха и невесту зажженными свадебными свечами, дает им в руки, берет кадило и ладан. — Свечи символизируют духовное торжество, божественную благодать, которая будет в браке и любви, которая (должна) зажигать сердца супругов по отношению друг к другу. Крестообразный ладан означает невидимое, таинственное присутствие благодати Святого Духа, исполняющего святые таинства Церкви.

Священник громко провозглашает: «Благословен Бог наш…» — Каждый священный обряд начинается с хвалы Богу.

Мирная ектения (серия прошения (просьбы) к Богу) ничем не отличается от любого другого богослужения.

Обручальные молитвы — основа обряда обручения, они известны с конца восьмого века. В первой молитве («Вечный Бог, разделенный, объединенный в союзе…» вспоминается помолвка Ребекки с Исааком, и просят благословения для помолвленной пары и того же менталитета в жизни будущих супругов.

Помолвка — священник надевает кольца на молодоженов, а затем обменивает их. Это происходит трижды. Исторически сложилось так, что муж должен был быть серебряным (в ранних рукописях обычно говорится о железе), а жена — золотом: женское кольцо должно стоить дороже. Здесь нет никакой символики, просто существовал обычай дарить невесте или ее семье свадебный подарок. Если подарок принимался, он считался гарантом будущего брака.

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед помолвкой кольца кладут на жертвенник справа от святого престола, как перед ликом Самого Господа Иисуса Христа. Перстни меняются трижды в честь и славу Святой Троицы, которая все делает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Заключительная молитва — «Господи Боже наш, юности патриарха Авраама, жившего на срединном языке, послав жену Исаака досадить своему господину…». Она просит Божьего благословения на своих парней.

Расширенная ектения (серия прошения к Богу) — это то же самое, что и любое богослужение.

Предполагается, что в Византии церковная помолвка может быть достаточной формой брака: в рукописях есть указания, что после помолвки супруги могут начать семейную жизнь. В рукописях после обряда помолвки есть следующие слова: «Если они хотят (одновременно) жениться», то есть «если они хотят (одновременно) жениться…». А потом следует брак.

Венчание

имеет следующий ранг:

Они читают Псалом n. 127 («Блаженны все боящиеся Господа») — своеобразное напоминание состоящим в браке о том, что такое истинное счастье. Он содержит следующие слова:

«Бенедикт там, и тебе будет хорошо. Ваша жена подобна (виноградной лозе), «виноградная лоза плодоносит в странах вашего дома. Ваши дети, как новая оливковая роща, окружают вашу трапезу ». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.

Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и кладут себя на полотенце (кусок ткани, похожий на полотенце) в центре храма — венчание происходит в центре храма, потому что муж и жена становятся одним целым.

Священник произносит слово предостережения венценосным

Затем он спрашивает у супругов о желании пожениться: они встречаются только в служебных сообщениях российских изданий (и тех, что от них зависят). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке позаимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческом миссале такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то похожее на них.

Священник провозглашает: «Благословенно царство».

Далее идет мирная ектения (как во время помолвки).

Священник произносит три молитвы для состоящих в браке и возлагает короны на их головы (если короны не подходят по размеру, свидетели держат их над головами) — короны на голове молодоженов являются символом царственной венцы (во вновь созданной семье молодые будут, так сказать, королями и основателями клана) и одновременно мучениками (христианское вступление в брак сравнивают с мученическим).

Возложив венцы на головы вступающих в брак, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, увенчай их славой и честью»

Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие — Традиционно мы читаем отрывок 5 к Ефесянам 20–33 (о браке как видимом образе союза Христа и Церкви и взаимная ответственность супругов) и Иоанна 2. 1–11 (о браке в Кане Галилейской).

Короткие дополненные литании

Молитва за супругов — одна из древнейших в брачном обряде.

Литания просителей

Пение молитвы «Отче наш» в унисон. — Появление этой молитвы в брачном обряде связано с тем, что ранее в браке супруги получали Святые Тайны Христовы. Иногда добавлялись другие элементы полной литургии, например, благодарственная литания после причастия. Сегодня этого, как и причастия, нет в обряде брака.

Священник освящает общую чашу вина и заставляет жениха и невесту выпивать ее по очереди — В древности на свадебном банкете был особый обряд и освящение первой чаши. В память об этом супруги ели из общей чаши вина в начале свадебного банкета. Церемония вступила в брачный обряд примерно в восьмом веке. Сегодня широко распространено мнение, что общая чаша заменила Причастие Святых Таин. Это неправда. В греческих рукописях указаны обе чаши, евхаристическая и обыкновенная.

Сегодня связь между общей чашей и свадебным банкетом утеряна. Чашка во всем символизирует указание на единство супругов. Жених и невеста едят из чашки трижды по очереди (в современной практике невеста обычно пьет остаток вина, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей XV века описывается непонятный обычай выливать остаток вина на головы молодоженов).

Затем священник берет молодоженов за руки и трижды ведет их по аналогии — церковной столовой подставке, на которой лежат Крест и Евангелие. Хор поет праздничные песни — тропари. — Тропари (“Isa­ia ral­le­grati…” и “San­ti Mar­tiri…”) появляются в рукописях пятнадцатого века .. Первоначально их пели во время процессии супругов в их комнаты в храме.

Священник снимает короны и поздравляет молодоженов. Он произносит две молитвы и прощание: слова, которыми заканчивается служба.

Поделиться с друзьями
Екатерина

Мне 38 лет. Выпускница факультета журналистики СПбГУ. Счастлива в браке больше 15 лет, мама двоих сыновей. Как и любой журналист я научена погружаться в тему и рассматривать её со всех сторон, искать достоверные источники и проверенные факты. Имея христианское воспитание мне захотелось подробно освятить тему православного поста. Надеюсь многим верующим блог послужит вдохновением, а те, кто давно пытается разобраться «зачем» и «почему» смогут найти свои ответы!

Оцените автора
Добавить комментарий