Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — это особое служение и особое значение. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для размышлений и богослужений, в цикле «Страстная неделя: день за днем».
Годфрид Шалькен. Пять мудрых и пять неразумных дев
Богослужение Великого Вторника:
Утром: Часы, Фигуры и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
Вечером: Великое повечерие
Богословие Великого Вторника:
В этот день Христос пришел в храм в Иерусалиме и многому научил в храме и за его пределами. Первосвященники и старейшины, услышав притчи и учение Христа, решили схватить и убить Его. Но они не осмелились открыто напасть на Христа, опасаясь людей, считавших его пророком.
Утреня Великого вторника, как и вчерашняя утреня, начинается с пения тропария: вот идет Жених. Он основан на притче о десяти девах (Мф 25: 1–13). В Великий Понедельник Утрени был, так сказать, только далекий крик в ночи: вот, Жених идет. Это повторяется сейчас, но усиливается и постепенно расширяется в последующих гимнах и в чтении Евангелия на литургии: Тогда Царство Небесное будет подобно десяти девам, которые, взяв свои светильники, вышли навстречу жениху. Из них пять были мудрыми и пять неразумными… Вместе с образом десяти дев, сегодняшнее Евангелие предлагает два других символа: притчу о талантах и пророчество о Страшном суде (Мф 25:14). ‑46).
Уильям Блейк. Притча о десяти девах. 1822 г
Это как раз тот урок, который Христос дал именно в тот вторник, почти накануне Своих Страстей. «Растущее и расширяющееся, то, что было запланировано вчера, развернулось. Вчера был предложен образ смоковницы, которая не приносила плода, и теперь этот образ превратился в притчу о таланте, который ленивый и хитрый раб спрятал в земле; и вчерашняя история о конце света теперь разворачивается в ужасной картине Страшного Суда, когда придут Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих ужасных и трепетных часах, которые ждут мир, в значительной степени рассказывается служба Великого вторника. Перед концом истории, перед всеобщей Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христа наступит «буря в седьмой день», его страстная неделя для всего человечества — конец света и Страшный суд… » (В. Зандер).
Вновь за часами мы слушаем чтения из книги Исход и рассказ о страданиях праведного Иова и снова думаем о великих параллелях. Смерть Христа была нашим освобождением от рабства греха, смерти и дьявола, действительно, это был великий Исход из тьмы и тени смерти в Царство Истины и Истины Божьей; Пример праведного Иова, который претерпел страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки нечестивых намеренно сделали с нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом.
Начинается вечерня. Здесь темы десяти дев с лампадами, притчи о талантах и темы Суда раскрываются во всей своей силе и великолепии, начертанные только на утренней службе. Когда мы поем стихиры, мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с данными Богом талантами и думаем о том, готовы ли мы к суду? С умственной ленью, встав, не на деньги Женише Христа, зажег лампаду из рода добродетелей, а как девиц, как буимов… Впрочем, эти стихиры с церковнославянского переведем на русский язык:
Сонный от умственного забвения, я, Жених Христос, не приобрел горящей лампы добродетели и стал подобен глупым девушкам, мечтающим во время работы. Не закрывай мне свое милосердное сердце, Господи, но отряхни темный сон, вознеси его и приведи его вместе с умными девицами в свой брачный чертог, где ясный голос празднующих и непрестанно восклицающих: «Господи, слава Тебе!»
Смотри, душа моя, Господь вверяет тебе талант. Со страхом примите дар, растите его для Того, Кто дал вас, раздайте его бедным и возьмите этого друга в Господе, чтобы вы могли стоять справа от него, когда Он придет во славе, и слушать благословенный голос: «Войди, раб, в радость Господа твоего!» Почитай ее, Спаситель, и меня, погибших, по твоей великой милости.
Когда ты приходишь во славе с ангельскими войсками и садишься, Иисус, на престол испытания, не отделяй меня от тебя, Добрый Пастырь: потому что ты знаешь правильные пути, а левые испорчены. Не истребляй меня козлами, которые застыли в грехе, но, посчитав меня среди овец справа, спаси меня, как человеколюбца.