Владимирская икона Божией Матери: великая святыня Церкви

Для современного человека сегодня много парадоксов в истории и политике русского средневековья. Действительно: мы живем в обществе с сильной светской совестью. Когда почти невозможно представить мир, где даже жестокий, коварный по-своему политик может быть одновременно и полностью церковным человеком, верующим, даже достигшим святости.

Но для средневековья это «очевидный — маловероятный» парадокс сериала. Так и было: верующий и не мыслящий о себе без Бога, молящийся, подающий милостыню, раскаивающийся .. и в то же время политически беспощадный, опасный для противника, государя.

Владимирская икона Божией Матери: великая святыня церкви

Это почти аксиома средневековья. Над которым возвышались некоторые, среди них — Владимир, Борис и Глеб, может быть, даже Федор Иоаннович… Да и история, связанная с великой святыней, Владимирской иконой Богородицы, типична для средневековья. Так и было. В период обострения борьбы между русскими городами и княжествами потомок святого Владимира, святой благородный князь Андрей Юрьевич, в народе прозванный Боголюбским, опустошил Киев. А в 1169 году он насильно вывез из города с позором икону Богородицы. Он отправился с ней во Владимир-на-Клязьме, на крайнем северо-востоке России, где стремился укрепить свою столицу большого и независимого княжества.

Можно поспорить, был ли этот акт проявлением политического предвидения или результатом горячей личной веры. В те дни практически никто не мог представить мир без Бога, поэтому в средние века часто было трудно отделить политические действия от актов веры. Кроме того, в церковной традиции сохранился образ другого князя Андрея: молитвенник, святой. И дошедшие до нас чудесные храмы, построенные по его воле (вместе с открытиями археологов), подтверждают его высокое личное благочестие и особенное рвение к вере.

Волею божьей образ, первоначально украденный у киевлян, вскоре стал святыней не только для княжеского дома, но и для всего государства, которое создавал Андрей. И в этом качестве он «вернулся» в Киев и в каждый православный город. Изображение стало достоянием людей Православной Церкви во всем мире. Сейчас эта святыня находится в Москве, в Третьяковской галерее. Речь, конечно же, идет о Владимирской иконе Божией Матери.

***

Владимирская икона Божией Матери: великая святыня церкви

Создание самой известной дошедшей до нас русской иконы обычно связывают с именем евангелиста Луки. Он обладал талантом художника и еще при жизни Девы Марии написал несколько ее портретов. По преданию, икона Божией Матери Владимирская была написана апостолом Лукой в ​​I веке от Рождества Христова: по просьбе современников апостол изобразил лик Богородицы с Младенцем в ней руки, и это он делал на столе стола, возле которого сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф в юности Спасителя Обрученного.

Точного подтверждения этому нет, и Церковь не настаивает на буквальной достоверности этой традиции, но и не отвергает ее. Существует большое количество копий, которые веками копировались безымянными мастерами из поколения в поколение. Одна из этих икон, возможно, также является изображением Владимира.

он был подарен киевлянам Константинопольским Патриархом Лукой Хрисовергом как благословение для российской столицы. После его прибытия на Русь икона 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который находился в Вышгороде, одном из северных предместий Киева. Большинство исследователей считают, что Вышгородская святыня была создана византийскими мастерами, но есть вполне обоснованная гипотеза, что она может иметь и чисто русское происхождение и написана монахом Печерским Алипием, известным художником киевских икон Богородицы. 11–12 вв. Как бы то ни было, с самого начала своего существования священный образ Богородицы особенно почитался россиянами, практически сразу став национальной святыней.

«Киевский период» в истории Владимирской иконы совпал с правлением Юрия Долгорукого, человека ненавистного и противоречивого. Этот человек, по сути, начал активную колонизацию тех земель, которые находились к северо-востоку от нынешнего Курска. На самом деле процессы завоевания славянами новых территорий происходили гораздо раньше, но именно Юрий поставил вопрос на государственном уровне. И если до него обитаемые джунгли северо-восточных лесов практически никому не принадлежали, то примерно в то же время оккупированные территории стали считаться собственностью государства, то есть собственностью князя и его клан. Таким образом, постепенно, в отличие от старых режимов, установленных в Киеве, Новгороде, Смоленске и Галиче, утвердились самодержавные тенденции Суздаля, Ростова и Владимира. После объединения России наступил период раздробленности и несходства различных политических традиций.

Однако как проводник абсолютистской политики Долгорукий был человеком старой закалки. Он твердо держался киевского престола и стремился сохранить Киев как столицу. А его сын Андрей — другой человек. Он вырос на северо-востоке России, поэтому родные просторы ему намного дороже центральных земель тогдашней Русской земли. И в конце концов решает навсегда порвать с Киевом, полностью посвятив свою жизнь развитию собственной судьбы. А чтобы на его подвиги было благословение свыше, князь решает забрать самую почитаемую русскую святыню за пределы Киева и перенести ее в столицу северных владений, которой в то время был город Владимир.

Для Боголюбского такой желанной реликвией была Вышгородская икона — вместе с ней она словно уносила у Киева свою славу, величие, мощь и историю. Перенеся образ Богородицы во Владимир, Андрей, по сути, объявил северным наследником древней столицы.

Желание князя освятить свои подвиги впоследствии нашло отражение в легендах летописи. Например, есть легенда, что даже в Вышгороде икону несколько раз находили совсем не в том месте, где она стояла раньше. Авторы сводов видят в этих чудесах знамение свыше: сама Богородица словно говорила всем, что не хочет здесь оставаться, что ее воля связана уже не с Киевом, а с владимиро-суздальскими землями. Сейчас в этих легендах уже сложно отделить легенду от реального исторического факта. Бесспорно только одно: Владимирская икона действительно сыграла огромную роль в истории России.

Сначала это было в Боголюбово, пригороде Владимира, где располагалась княжеская загородная резиденция. Но очень скоро его перенесли в ту же столицу и разместили во вновь построенном Успенском соборе, которым князь очень гордился и считал делом всей своей жизни. Храм стал постоянным пристанищем образа. Ежедневно к нему приходили толпы людей, и многим из них Пресвятая Дева своими горячими молитвами давала исцеление и освобождение от различных болей. Так продолжалось до татаро-монгольского нашествия 1238 года, когда почти все города России были разрушены и сожжены конкистадорами. Но по воле Божьей в дни страшной разрухи икона не пострадала — есть легенда, что Орда, ворвавшаяся в собор, сняв всю полировку и имея хоть какие-то ценности со стен, была попросту боится прикоснуться к святилищу. Они посмотрели в лицо Богородицы и были охвачены невыразимым ужасом, заставившим их быстро покинуть храм.

На все годы иноземного ига святой образ оставался во Владимире. Но спустя столетие его на какое-то время увезли в Москву, которая уже стала практически бесспорным лидером в регионе. Произошло это во время набега Тамерлана в 1395 году. Тогда жители столицы, осознав нависшую над ними угрозу и осознав, что полчища завоевателей во много раз превышают численность русских воинов, были обескуражены и ничто не могло прогнать меланхолию из их сердец. Тогда митрополит Киприан приказал доставить великую святыню в город из Владимира, чтобы она вдохновляла морально подавленных воинов. И случилось чудо: Тамерлан удалился без боя. Легенда гласит, что Богородица явилась ему во сне вместе со святыми, и это видение испугало победителя. Он решил не рисковать и не иметь дела с духовными покровителями москвичей.

После этого случая икону стали еще больше почитать, а день ссылки Тамерлана — 26 августа (8 сентября) — вошел в церковный календарь как праздник. Кстати, история основания Сретенского монастыря и Сретенского бульвара связана с первым приездом иконы в Москву. В древности современная Сретенка была далекой окраиной столицы, и именно в этом месте — на Кучковом поле — духовенство встречало («праздновало») крестный ход с Владимирской иконой. Впоследствии в честь этой встречи район получил соответствующее название.

Итак, лик Богородицы не остался в Москве: его вернули во Владимир, где он оставался еще сто лет. Только в 1480 году икона Богородицы окончательно переехала в Москву, которая уже окончательно закрепила за собой титул столицы всего государства северной России. Причина организации переброски была трагической: на реке Угре, на восточных границах зарождающейся Руси, стояли два войска: великий князь Иван III и хан Ахмат. Они сошлись во мнении по очень важному вопросу: Москва отказалась признать Орду своим хозяином. После долгих маневров армии встретились, но ни одна из сторон не решилась начать сражение первой.

Воспользовавшись благоприятной ситуацией, русские отправили диверсионную группу в тыл врагу, что вынудило хана повернуть назад, фактически приняв условия москвичей. И даже если до конца XVII века Москва страдала от нашествий степных жителей, речь шла уже о набегах, а не о целевых походах дани. Россия после того, как «стояла на Угре», перестала быть притоком Орды.

Победу над Ахматом россияне посвятили Богородице, неустанно молившейся перед чистейшим образом Владимира. А также был установлен дополнительный выходной — 23 июня (6 июля). После снятия ордынского ига образ Владимира не покидал Москвы. С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе Кремля слева от главных царских ворот. Он стал настоящей национальной святыней, перед ним молились все русские святые и цари, благословляли войска в деревне, он стал свидетелем самых драматических страниц истории.

Таким образом, в 1521 году стотысячная орда под предводительством Махмеда Гирея двинулась в Россию. Наши войска были разбиты, многие города взяты в плен, а их жители убиты или взяты в плен. День за днем ​​москвичи готовились к худшему. Но даже в такое тяжелое время основная масса народа и бояр была не на высоте настоящего покаяния: столица жила обычными темпами. И вот слепая монахиня увидела, как из Кремля покидает огромный крестный ход во главе с уже умершими московскими митрополитами с Владимирской иконой. Женщине было открыто, что за грехи жителей столица была лишена заступничества Богородицы… Можно представить, что почувствовала монахиня, увидев мрачную картину, развернувшуюся перед ней. Впрочем, ее тоже удостоили утешения — тогда женщина увидела, как крестный ход у Спасских ворот Кремля остановили иноки Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они горячо молились перед иконой — долго и в слезах.

Богородица услышала их молитвы: крестный ход вернулся в Кремль. Свидетелем этого чудесного спектакля стал и Василий Блаженный, святой дурак из Москвы. Ему было открыто, что Москва будет спасена от захватчиков. Так и случилось: Махмед Гирей уехал в Орду другим путем, не причинив никакого ущерба столице. Но все могло быть иначе, но по заступничеству святых и самой Богородицы город был спасен. В честь этого события 3 июня установили торжество.

Наступил кровавый 1917 год, и через несколько месяцев после революции и захвата власти большевиками кремлевские святыни были конфискованы. Владимирская икона сначала была отправлена ​​на реставрацию, затем экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году была передана в Третьяковскую галерею. До 1989 года он находился в самом здании музея, пока в 1989 году не был помещен в специальный киот в отреставрированном храме Святого Николая в Толмачах.

Икона относится к древнему типу изображений Богородицы, который носит название «Елеуса», то есть «Нежность». Это нежнейшие иконы Богородицы, на которых Блаженная прильнула к своему Сыну, а Он — к Ней. Этот разговор между Матерью и Божественным Младенцем.

К сожалению, икона практически потеряла первоначальный вид — сохранились лишь фрагменты древнего красочного слоя — лики Спасителя и Богородицы, а также элементы одежды. Остальные — более поздние дополнения, сделанные владимиро-московскими мастерами после того, как изображение несколько раз пострадало от пожаров. Но даже в таком виде Владимирская — пожалуй, самая красивая икона среди всех русских памятников. И не зря ее однажды выбрал Андрей Боголюбский. Наверняка с чуть-чуть внутренним чутьем он понял, что только это святилище может стать настоящим духовным символом России, выражением его внутреннего мира и его многогранной души.

Поделиться с друзьями
Екатерина

Мне 38 лет. Выпускница факультета журналистики СПбГУ. Счастлива в браке больше 15 лет, мама двоих сыновей. Как и любой журналист я научена погружаться в тему и рассматривать её со всех сторон, искать достоверные источники и проверенные факты. Имея христианское воспитание мне захотелось подробно освятить тему православного поста. Надеюсь многим верующим блог послужит вдохновением, а те, кто давно пытается разобраться «зачем» и «почему» смогут найти свои ответы!

Оцените автора
Добавить комментарий